Автор: / Дата: в 9:27 Рубрика: Теория и практика 110 комментариев

Как правильно гнать самогон — двойная дистилляция с промежуточной очисткой

Всем привет! Продолжаем тему самогоноварения. Сегодня будем говорить о том, как правильно гнать самогон в домашних условиях. Как вы помните, о полной технологии приготовления самогона я писал вот в этой статье. Теперь настало время более подробно остановиться на процессе дистилляции (или попросту перегонке).

Для перегонки браги я применяю фракционную двойную дистилляцию с промежуточной очисткой. Полученный по этому методу самогон очень сильно отличается от обычного в лучшую сторону.

 

 

Первая дистилляция

  1. Основная цель первой перегонки – выделить весь спирт из бражки. Этот процесс необходимо проделать как можно быстрее, т.к. при варке оставшихся дрожжей выделяются вредные вещества и портится вкус (органолептика) самогона. Следовательно, подводим к перегонному кубу максимальную мощность нагрева (включаем на полную газовую конфорку, электроплитку, ТЭН или что там у вас используется). Брагу перед перегонкой очень желательно очистить бентонитом.
  2. Первые капли самогона из холодильника собираем в отдельную емкость. С каждого килограмма сахара необходимо собрать 30 мл жидкости. Допустим изначально вы закладывали 10 кг, следовательно первые 300 мл выгоняем в отдельную банку. Это у нас вышли кипящие при более низкой температуре, чем этиловый спирт, вредные примеси. Их также называют “головами”.
    “Головы” пить нельзя! Это яд. Выливаем их в раковину или закрываем, маркируем банку и прячем от любопытных глаз. Потом ими можно мыть окна, заливать в бачок омывателя автомобиля и т.д.
  3. В новую емкость собираем самогон до тех пор пока его крепость на выходе не опустится до 20%. Напомню, что показания спиртометра верны при температуре жидкости 20 градусов. Эта фракция называется “тело”. Ее то мы и будем пить. Но чуть позже.
  4. Снова меняем емкость и выгоняем в нее все, что осталось в перегонном кубе до 0% спирта. Это вредные и плохо пахнущие вещества под названием “хвосты”. Их мы тоже не пьем, но выливать не спешите. Маркируйте банку и прячьте до поры.

Итак, мы получили спирт сырец (СС). Это та самая средняя фракция, она же “тело”. Пить его конечно можно, но качество такого самогона еще очень низкое. Теперь СС следует подвергнуть очистке.

Обновление от 10.04.17: Сейчас я немного изменил технологию первой перегонки. Гоню почти до воды (температура 98-99 градусов в кубе) без отбора голов и хвостов. Иногда немного голов все-таки отбираю, если они идут с резким запахом, но это бывает крайне редко.

 

Промежуточная очистка

Промежуточной я ее называю лишь только потому, что она проводится между первой и второй перегонкой. А так это полноценный способ очистки самогона. Точнее даже два способа, которые я применяю совместно.

 

  • Сначала мы чистим спирт сырец маслом.
  1. Разбавляем наш самогон водой до крепости 15% и заливаем в бутылку до половины. Максимум до 2/3.
  2. Добавляем туда же рафинированное растительное масло без запаха из расчета 20 грамм на литр жидкости.
  3. Плотно закрываем бутылку крышкой и очень бодро ее трясем в течение одной минуты. Процесс повторяем три раза. Промежуток между повторами 1-2 минуты.
  4. В итоге получается мутная жидкость. Убираем ее отстаиваться минимум на 12 часов (лучше на сутки). За это время масло поднимется на поверхность.
  5. Аккуратно сливаем и фильтруем раствор. Я это делаю через трубочку. Масло тонким слоем оседает на стенках емкости. Потом жидкость фильтрую через вату.

В итоге мы получаем спирт сырец, очищенный от большого количества сивушных масел, которые растворились в масле растительном. Сам спирт в масле не растворяется из-за своей низкой концентрации. Для этого мы его и разбавляли.

Но все же в самогоне еще присутствуют маленькие капли неотфильтрованного  масла с вредными примесями. Что бы от них избавиться переходим к следующему методу очистки.

Более подробно читайте в статье Очистка самогона маслом

  • Очистка активированным углем

Для этого способа используются березовый (БАУ-А) или кокосовый (КАУ) активированный уголь.  Он способен впитать в себя до 80% сивушных масел и 90% сложных эфиров.

Можно добавить уголь в емкость с спиртом сырцом и снова активно трясти. Но лучше сделать проточный фильтр.

Простейшей конструкцией фильтра является пластиковая бутылка с отрезанным дном и засыпанным в нее углем. В пробке делается несколько отверстий и кладется кусочек ватки. Перед использованием уголь лучше промыть, тем самым удалив с него угольную пыль, которая забивает ватный фильтр.

Расход угля примерно 5-15 грамм на литр самогона.

Также для фильтрации отлично подойдет бытовой фильтр-кувшин из магазина.

Теперь мы имеем хорошо очищенный самогон, готовый ко второй перегонке, в процессе которой мы повысим его крепость и постараемся максимально возможно избавиться от оставшихся примесей.

Более подробно читайте в статье — Очистка самогона углем

 

Вторая перегонка

Принцип второй фракционной дистилляции такой же, как и первой. Только отличаются режимы нагрева.

  1. Нагреваем брагу. Как только из холодильника появится первая капля, убавляем температуру нагрева так, чтобы самогон выходил со скоростью максимум 1-2 капли в секунду. Чем медленнее, тем лучше.
  2. При такой скорости отбираем “головы” из расчета 50 мл на каждый килограмм сахара в браге.
  3. Меняем приемную емкость и начинаем отбор “тела”. Нагрев можно установить максимально возможный, какой позволит холодильник. Но я все же рекомендую ограничиться средней скоростью, чтобы самогон тек тонкой струйкой.
  4. “Тело” отбираем до 45%. В очередной раз напоминаю, что спиртуозность мы меряем при 20 градусах Цельсия. Если спиртометра нет, то самогон надо поджечь в ложке. Температура также должна быть 20 градусов. Отбор надо прекращать, когда жидкость перестает гореть.
  5. Меняем емкость и отбираем хвосты на максимально возможном нагреве.

 

Полезные советы и комментарии

  1. Для улучшения вкуса конечного продукта разбавленный после первой перегонки спирт сырец можно настоять на темном изюме. Изюма надо 20 г на каждый литр СС. Вкус заметно улучшится.
  2. Если конечный продукт слишком крепок для вас, то разбавьте его водой. Об этом читайте в статье Как правильно разбавлять спирт.
  3. Я все пишу про то, что мерять концентрацию спирта надо при 20 градусах, но ведь редко бывает, что самогон течет из холодильника с такой температурой. Он либо теплее, либо холоднее. В этом случае показания ареометра можно скорректировать с помощью вот этой таблички

  1. Промежуточную очистку самогона из фруктово-ягодной браги лучше не проводить, иначе рискуем потерять его ароматы.
  2. Очистка самогона маслом и активированным углем это два отдельных, самостоятельных способа. Можно воспользоваться только одним из них, какой больше нравится. Но в том и другом случае СС необходимо разбавлять до 15%, так он лучше очистится.
  3. Если все же решите применить сразу оба метода очистки, то последовательность должна быть такой – сначала масло, а затем уголь.
  4. Собранные при второй перегонке “хвосты” я очищаю маслом и использованным при промежуточной очистке углем и выливаю в куб при перегонке следующей браги.

Вот и все. Процесс не очень сложный и если вы его выполните, то ваши усилия будут вознаграждены по заслугам. Вы получите отличный самогон, на голову выше того, что получается при обычной перегонке.

Пробуйте и делитесь вашими результатами в комментариях. Также подписывайтесь на обновления. Надеюсь, статья была полезна.

Всего хорошего!

С уважением, Дорофеев Павел.

Хочешь получать статьи этого блога на почту?
Хотите новые статьи на почту?
Поделиться
Плюсануть
Класснуть
110 комментариев
  • seoonly.ru

    Протестировать бы на вкус)))

    2016-07-05 в 7:09 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Нет ничего проще) Эта статья завершает полный цикл приготовления самогона. Полностью технология описана здесь. Конечный и качественный продукт можешь получить всего через 7 дней :)

      2016-07-05 в 11:15 | Ответить
  • МАКСИМ

    А запаха нет ни какого от него, я имею ввиду типа сивухи, отчистка нормально проходит.

    2016-07-05 в 2:30 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Запах будет намного лучше, чем при простой перегонке. Также при второй дистилляции можно использовать сухопарник для еще более лучшей очистки.

      2016-07-05 в 11:18 | Ответить
  • Сергей

    Добрый день Павел! Я гоню зерновую брагу. Акиивированным углем понимаю не желательно чистить. А если маслом? Вкус тоже исчезнет? Если да, то чем лучше очищать зерновой дисцилят?

    2016-11-21 в 9:07 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте Сергей!

      У меня пока очень маленький опыт работы с зерновой брагой, поэтому и статей на блоге на эту тему еще нет.

      Думаю маслом почистить можно, ничего страшного не случится. Некоторые и углем чистят. Читал, что виски Джек Дениелс углюют, но они правда потом еще его в бочках несколько лет выдерживают :)

      Вообще, для таких вкусных браг лучше всего просто делать качественную дробную дистилляцию несколько раз. Очень медленно отбирать головы, а тело, когда будет приближаться к хвостам, отбирать небольшими порциями в разные емкости. Затем каждую емкость пробовать на запах и вкус и отбраковывать не понравившиеся.

      Ну и эксперимент поставить можно. После первой перегонки разделить сырец пополам, одну часть почистить маслом, а другую просто разбавить водой. После второй перегонки продегустировать и решить, какой самогон больше понравился. И не забыть отписаться о впечатлениях в комментариях ;-)

      2016-11-21 в 11:23 | Ответить
  • Михаил

    Здравствуйте Павел!

    Поясните пожалуйста: у Вас в комментариях под пунктом 5 сказано что чистить нужно или маслом или углем, а в статье про очистку маслом сказано что с начала масло, потом уголь. Так как правильно? А то завтра — после завтра первая в жизни перегонка, а я запутался совсем...

    2016-12-22 в 9:47 | Ответить
    • Михаил

      P.S.

      Опс! Прошу прощения... не дочитал до следующего пункта :)

      Но все же спрошу, а очистку через кувшин-фильтр проводить так же как и воду? И насколько я понял картридж нужен естественно новый и получается он «одноразовым»?

      2016-12-22 в 9:53 | Ответить
      • Дорофеев Павел

        Картридж не обязательно новый, можно и использованный после воды. Используется так же.

        Нет, он не одноразовый. Можно и нужно его использовать и дальше. Ресурс довольно большой. После очистки сырца фильтр лучше промыть водой. При покупке картриджа обращайте внимание на состав. Желательно, что бы был только уголь без всяких добавок.

        2016-12-22 в 11:24 | Ответить
  • Михаил

    Здравствуйте, Павел!

    Ну вот можно меня поздравить с почином, так сказать!

    Сразу и первым делом хочу поблагодарить Вас за столь удобный и грамотный сайт о самогоноварении, благодаря которому 80% (если не больше) успеха моего первого самогона — это все Ваша заслуга!

    Писать подробно отчет здесь наверное не стоит, ибо это выйдет на пару страниц текста. Скажу в двух словах: по окончании 2-х дневного процесса, был немного разочарован... Разочарован количеством готового продукта.

    Но когда наконец то налил стопочку 45%-ого, охлажденного, отстоявшегося, кристально прозрачного и совершенно без «запаха» напитка то понял — оно того стоило!

    Никакие магазинные настойки и водки именуемыми как бы «самогон», не стояли и не валялись даже близко! А дистилляты типа «Косогоров» и Белорусские «Першачки», хоть похожи но менее крепкие, а по стоимости дороже в 8-10 раз!

    Такие дела!

    Еще раз спасибо Павел за помощь, через неделю попробую в точности повторить процесс, и если получиться тоже самое, для себя «закреплю» этот рецепт как «Супер -Премиум», а на праздниках буду экспериментировать с другими дрожжами, добавками и т. д.

    2016-12-26 в 9:07 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Поздравляю! И спасибо Вам за лестный отзыв о сайте и за то, что поделились результатами. Меня всегда радует обратная связь от посетителей.

      А сколько у Вас самогона в итоге вышло? Из какого количества браги?

      2016-12-26 в 11:24 | Ответить
      • Михаил

        Сахар 2.5кг. далее в пропорции. Всего браги ~15.5л. после первого перегона — 2.6 л. 40% тела, после очистки и второго перегона — 1450 мл. 53% тела... разбавил до 45 %, пьется как божья роса, но мало...:(

        Я написал очень подробный отчет с выводами и мыслями почему и как, но в каментах ему не место. Если интересно могу направить через обратную связь или почту.

        2016-12-27 в 12:10 | Ответить
        • Дорофеев Павел

          Сырца маловато вышло. Хотя для первого раза нормальный Может брага не добродила. Либо не все из куба отжали. Я в статье писал, что при первой перегонке немного голов можно отсечь, но это делать совсем не обязательно. В первую перегонку надо все побыстрее выгнать от начала до почти воды, а во второй уже как можно тщательнее дробить.

          Отчет отправьте через обратную связь пожалуйста, интересно почитать будет.

          2016-12-27 в 11:08 | Ответить
          • Павел

            Здравствуйте! Не совсем понятно. В статье Вы пишите, что в первую перегонку нужно отсечь 30 гр голов и во вторую 50 гр. А здесь в комментарии — что в первую вообще не отсекать. Во вторую, в этом случае, получается уже по 80 гр. нужно отсекать?

            2017-03-08 в 3:03 | Ответить
          • Дорофеев Павел

            Здравствуйте!

            Вообще головы отсекают ориентируясь на нюх — резко пахнет ацетоном, значит головы идут. Перестало — тело пошло. 50 грамм голов на 1 кг сахара это усредненное число. Новичкам рекомендуется отсекать не меньше этого количества. Можно и больше, но тут уже зависит от жадности самогонщика. Все-таки продукт терять лишний раз не хочется. Потом, когда появляется опыт, каждый решает уже по обстоятельствам.

            2017-03-08 в 6:29 | Ответить
  • Михаил

    Отправил.

    2016-12-28 в 3:32 | Ответить
  • Роман

    Здравствуйте. Я не совсем понял, после второй перегонки разве не надо чистить самогон углем?

    2017-01-27 в 11:22 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте! Нет, не надо. Уголь лучше очищает сильно разбавленный самогон и все, что мы могли, мы уже почистили после первой перегонки.

      Либо опять разбавлять, чистить углем и третий раз перегонять. Качество тогда будет еще выше.

      2017-01-28 в 12:03 | Ответить
  • Анатолий

    Здравствуйте, у меня аппарат двойной перегонки с двумя сухопарниками, надо ли два раза перегонять? спасибо.

    2017-01-30 в 1:18 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте! Признаюсь, что плохо знаком с конструкцией подобных аппаратов. Вы головы и хвосты отсекаете? Или весь погон собираете в одну посуду? Тут ведь от ваших вкусов зависит. Если получаемый продукт вас устраивает и жуткого похмелья не вызывает, то можно и не перегонять.

      2017-01-30 в 7:41 | Ответить
  • Анатолий

    у меня после перегонки браги из варенья выход продукта 10% 55-60 градусов.(из 10 л, х 1л.)

    2017-01-30 в 1:28 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Сложно ответить на ваш вопрос не зная содержания сахара в браге. Вы сахар добавляете? В каких пропорциях?

      2017-01-30 в 7:42 | Ответить
  • Роман

    В статье упущен один момент. Что делать с хвостами после первой перегонки?

    2017-02-08 в 5:47 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Да, вы правы. Их смешиваю с хвостами после второй перегонки и в брагу. Хотя сейчас я далеко не всегда отсекаю хвосты при первой дистилляции. Либо, если есть время и желание, то выжимаю все по максимуму до ноля, либо ленюсь и на 15-20 градусах в струе заканчиваю перегон и сливаю остатки в канализацию.

      2017-02-08 в 7:20 | Ответить
  • Александр

    Здравствуйте Павел. Полёте , что осветлять брагу можно в холоде на улице. У нас сейчас -25, по-моему она просто замерзает, за два дня тем более .

    2017-02-14 в 10:34 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте Александр! Конечно на такой мороз ставить нельзя.

      2017-02-14 в 11:20 | Ответить
  • Александр

    Опечатка :| пишете*

    2017-02-14 в 10:40 | Ответить
  • Александр

    Павел, ещё такой вопрос. После очистки маслом, жидкость должна стать опять прочрачной, через какое-то время? Или можно мутную углировать, и перегонять повторно?

    2017-02-15 в 11:32 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Можно мутную углевать и перегонять. После отстоя бОльшая часть масла соберется сверху толстым слоем, но сортировка останется мутной. Главное убрать верхний слой масла.

      2017-02-15 в 9:08 | Ответить
  • Александр

    Спасибо за ответ. У меня древний дедовский аппарат , я его маленько переделал, и делал самогон двойного перегона. Впринципе, мне нравилось. Сейчас сделал сухопарник по Вашему методу из банки, осветлил брагу, сделал двойную очистку маслом и углём. В данный момент перегоняю на второй раз. Посмотрим , что получится! И ещё вопрос, я прогнал через уголь 16 литров 15% жидкости, угли можно выкинуть, или использовать ещё раз. Заморачиваться с очищением угля в духовке не охота.

    2017-02-15 в 11:49 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Уголь я промываю водой, сушу и еще несколько раз использую.

      Сообщите пожалуйста о впечатлениях, когда получите конечный напиток.

      2017-02-16 в 8:54 | Ответить
  • Александр

    Попробовал сегодня полученный напиток, качеством очень доволен, спасибо за хорошие советы. Вот только в конце добавил цедру апельсина в сухопарник, выгнал ещё 0,7 литра, вот тут вкус маленько не тот что хотелось. Правильно ли я поступил с углём? Промыл под проточной водой три раза, затем на сковороде высушил до исчезновение пара.

    2017-02-16 в 10:21 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Рад, что остались довольны. С углем все верно.

      2017-02-16 в 10:27 | Ответить
  • Александр

    Здравствуйте Павел! Если исключить очистку маслом, а только углировать, намного хуже получится продукт? Просто у меня казус вышел, разбил бутыль с продуктом, при встряхивании с маслом :x , и не хочется повторения.

    2017-03-10 в 4:18 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Александр!

      Сочувствую, продукт жалко.

      Что же по поводу чистить или нет, то тут два момента: 1) У каждого вкусы разные. Кто-то не меньше трех перегонок делает с промежуточными очистками, а кто-то сразу после первой пьет, не признает никаких чисток и доволен своим самогоном. Мы же все для себя делаем и если качество нас устраивает, то и процесс усложнять незачем. 2) Речь все-таки идет о нашем здоровье, а масло реально чистит самогон. Конечно и уголь хорошо чистит, но чем больше барьеров на пути сивухи, тем лучше. От очистки можно отказаться, если конструкция самогонного аппарата позволяет качественно проводить дробную дистилляцию.

      Вывод из вышесказанного такой — надо самому попробовать и с маслом и без. Оценить вкус и свое состояние на следующий день. А потом самому для себя решить, стоит заморачиваться или нет. Пока не попробуете, не узнаете. Так, что хотя бы один раз стоит почистить.

      P.S. А потом отписаться здесь о том, на чем решили остановиться :)

      2017-03-10 в 11:56 | Ответить
  • Дмитрий

    Добрый вечер Павел!А подскажите пожалуйста при двойном перегоне надо ли отсекать головы и хвосты при первом перегоне.

    2017-04-02 в 7:42 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Дмитрий! Первый перегон на максимальной скорости без разделения на фракции. Можно немного голов отобрать, если резко пахнут, но необязательно.

      2017-04-02 в 10:52 | Ответить
      • Дмитрий

        Спасибо.Завтра погоню.

        2017-04-03 в 12:30 | Ответить
  • АлександрМ

    Здравствуйте Павел. Из статьи не совсем понял, что делать с жидкостями в банках сухопарников? Просто там получилось много жидкости. Спасибо за ответ

    2017-04-09 в 2:46 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте! Я выливаю, там обычно сплошная гадость собирается, а спирта почти нет. Можете померить спиртометром. Если градус большой, то можно добавить в следующую партию сырца перед второй перегонкой. Можно еще маслом почистить предварительно.

      2017-04-09 в 10:38 | Ответить
  • АлександрМ

    Ещё вопросик. При первой перегонки ногу оказались какими то мутными, сизыми. Перегонял до самого конца.

    А то что остаётся в перегонном кубе после перегонки, это куда? В каналюгу?

    2017-04-09 в 8:42 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      То что в кубе остается называется барда. Ее выливают. Можно ей промыть медный холодильник.

      Вопрос про ногу не понял :)

      2017-04-09 в 10:47 | Ответить
  • АлександрМ

    Тело собрал, как продукт перестал гореть, поменял посуду и гнал до самого конца. И вот это на прозрачность оказалось каким то мутным, по сравнению с телом

    2017-04-09 в 10:52 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Так и должно быть. Это хвосты пошли. Там спирта мало, а много сивушных масел, которые плохо растворяются в воде и, как раз, мутные.

      2017-04-09 в 11:02 | Ответить
  • АлександрМ

    Но их перед второй перегонкой смешать с телом, правильно?

    2017-04-09 в 11:19 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Можно добавить в тело перед второй дистилляции, а можно сохранить для следующего раза и добавить в брагу перед перегонкой. Я сейчас процесс двойной перегонки делаю немного не так, как описал в статье. Первый раз гоню до воды без отбора голов и хвостов (иногда немного голов все-таки отбираю, если уж резко пахнут). Затем промежуточная очистка и вторая перегонка по описанной в статье технологии.

      Хорошо, что вы вопрос задали. Сейчас статью немного отредактирую.

      2017-04-10 в 8:29 | Ответить
  • АлександрМ

    В первой банке сухопарнике идёт бурление/кипение. Так и должно быть? Или бальшой огонь? Извините за назойливосит.

    2017-04-10 в 9:03 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Видимо температура в банке близка к температуре в кубе. Лучше уменьшить нагрев или понизить температуру в банке, например обдувом вентилятора. Только водой не вздумайте обливать — лопнет не дай бог.

      Извинятся не за что. Спрашивайте.

      2017-04-10 в 8:33 | Ответить
  • АлександрМ

    Добрый вечер. Планирую очистку маслом. А если рафинированым дезодорированным, какой эфект будет?

    2017-04-10 в 8:39 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Добрый. Такое и должно быть.

      2017-04-10 в 8:49 | Ответить
  • АлександрМ

    С 20литров сахарной бражки, 3 литра сырца. Сейчас хочу замутить бражку на варенье. Подогнали примерно 20 литров варенья. А если увеличить колличество сахара на 5 литров воды? Например 5кг на 5л воды? Что будет?

    2017-04-10 в 8:44 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Про то, сколько должно выйти читай в этой статье.

      Если делать пропорции 1 кг сахара на 1 литр воды, то ничего не будет. В прямом смысле. Так и останется сладкая вода. Про различные соотношения сахара и воды можно здесь почитать.

      2017-04-10 в 10:42 | Ответить
  • АлександрМ

    Хотел отметить, что практически всё делал с нуля по твоим советам. Особенно для меня проблема была — холодильник. Но когда я увидел полипропилен, понял, вооо это моё. И зделал.

    2017-04-10 в 8:49 | Ответить
  • АлександрМ

    Самое главное что хотел спросить, сколько длиться перегон? 5л бражки.

    У меня получается примерно 2,5 часа. Я не спешу? Или норма?

    2017-04-10 в 8:59 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Перегон 5 литров браги на спирт-сырец? 2,5 часа это много. Вообще скорость зависит от подводимого нагрева и оборудования. На газу и простом аппарате 1-1,5 часа такой объем.

      2017-04-10 в 10:46 | Ответить
  • Андрей

    Павел, приветствую.

    Вопрос есть. А разбавление сырца до 20% между перегонками для очистки влияет на итоговый выход?

    2017-04-28 в 12:44 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте! Нет, не влияет.

      2017-04-28 в 10:23 | Ответить
    • Александр

      Андрей, у меня на практике при второй перегонке всегда получается продукта меньше чем при первой, но крепче. Часть теряется с головами, а большая часть уходит в хвосты. Возможно зависит от аппарата. У меня обычный. Так вот у меня потери при второй перегонке очень ощутимые, но качество выше.

      2017-05-08 в 9:13 | Ответить
  • Александр

    Здравствуйте, Павел. Очень хочу попросить совета, что я сделал не так при получееии продукта.

    Брага скхарная. 5 кило сахара и 25 литров воды плюс подкормка суперфосфат и карбамид в соответствии с объемом сусла. Дрожжи сав-левюр 100 грамм.

    Брага бродила 8 суток. Я ее подогрел до 50 град. Для осветления использовал аптечную белую глину. Она не помогла. Пробовал два раза в горячей браге и в остывшей. Результата никакого.

    Стал перегонять мутную. Куб на 10 литров. Заливал по 6 литров за раз. И так 4 раза. Аппарат слеклянный лабораторный с шариками(не змеевик) плюс сухопарник.

    При первом перегоне я отбирал головы (30мл) с кг сахара. Грубо с одной заправки куба голов 60 мл. Тело отбирал пока горело в струе. Хвосты не собирал. Барду вылил. Вобщем не жадничал. Здоровье важнее.

    После первого перегона всей браги получилось собрать 4 литра 58 градусного продукта. Выпил стопк 70мл. Вроде ничего, но послевкусие горькое. Опьянение ну нормальное(это был день). Протрезвел за делом незаметно.

    Очистку проводил после разбавления водой до 15-20 град. маслом и пропустил через «кувшин барьер.Процедуру очистки делал один раз(масло+»кувшин). Масло отстаивал 15 часов. Масляную пленку снимал салфетками-очень эффективно. Салфетка сложена вчетверо. Надо ее порвать на 4 части и пинцетом смакивать масло. Очищает очень хорошо. Возни много.

    Стал перегонять второй раз. Голов отбирал тоже 30мл и тело брал пока горело в струе. В этот раз набрал 1 литр хвостов в отдельную тару. Тела получилось 2 литра 68 градусного продукта. Мало, но для меня важно качество.

    Разбавил хорошей водой до 45 град. Получилось 2,6 литра.

    Пропустил разбавленный продукт через «барьер классик»( там нет химии) два раза.

    Отлил себе для пробы 250 мл. Скажу сразу пью мало. 250мл водки хватает мне на два раза до нормального опьянения.

    Выпил три стопки 40мл. перед сном за ужином. Опьянение нормальное. Запах есть, послевкусие горькое, даже противненькое.

    Я не знаю как у людей, которые пишут, что после всех процедур «пьется как роса», у меня не очень.

    Проснулся в 1 час ночи попить. Ощущение, как пьяный. Голова не болела ни ночью э, ни утром. Похмелья как такового не было, но и легкости тоже. Что хочу сказать- с водки легче себя чувствую. Остальной продукт поставил настаиваться на перегородках грецкого ореха плюс темный изюм.

    Подскажите, в чем моя ошибка, что я не так сделал, что исправить?

    Спасибо.

    2017-05-06 в 6:04 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Александр, здравствуйте!

      Вы все правильно сделали, согласно инструкции. У вас горчат хвосты и промежуточные примеси. Сейчас более глубоко изучаю вопрос перегонки и отделения примесей. Пришел к выводу, что заканчивать вторую перегонку надо при температуре 93-94 градуса в кубе. Если термометра в кубе нет, то ориентируйтесь на крепость в струе — 50-55 градусов. Измерение очень желательно проводить с учетом температуры дистиллята и точным ареометром (например АСП-3).

      Конечно будут большие потери продукта. Но иначе на простом дистилляторе никак. Собирайте хвосты в отдельную емкость и когда накопите, сможете еще отжать из них приличное количество самогона.

      Головы при перегонке браги можно не отбирать. Лучше на втором перегоне побольше взять покапельно (50 грамм с 1 кг сахара).

      2017-05-08 в 12:18 | Ответить
  • Александр

    Здравствуйте,Павел. Спасибо за совет по предыдущему вопросу. Тут же возникли другие. Я же маслом очищал и прогонял через уголь, а «хвостатая»горечь осталась. Что же будет на вкус, если перегонять накопившиеся хвосты? Этот «продукт»в рот не вломишь от плохого вкуса? Конечно, может быть я сильно критикую свой продукт. Дал жене понюхать из стопки(она крепких напитков совсем не пьет). Спросил сильно ли и чем пахнет. Сказала не сильно, напоминает водку, какую ты пил, но чем-то не знакомым.Но вкус никуда не денешь. Может маслом после первого перегона 2 раза чистить и выдерживать дольше? А после второго перегона молоком очистить и углеванием? А хвосты перед перегонкой как чистить?

    Спасибо

    2017-05-08 в 8:35 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Запах в самогоне оставаться будет всегда, на то он и самогон. Все эти операции по очистке и дробной дистилляции очень помогают в улучшении органолептических показателей, но полностью от запаха не избавят. Для этого нужно уже другое оборудование.

      Маслом желательно чистить дважды. Я об этом писал в отдельной статье про очистку маслом. Надо бы и здесь добавить. Спасибо за замечание. Очистка молоком может смягчить продукт, но от горечи все-равно не избавит. Углем конечный продукт можно почистить, но он меняет вкус, поэтому попробуйте на небольшом количестве и сравните, что понравится больше.

      В накопившихся хвостах еще много спирта. Его можно отжать, причем неплохого качества. Перегоняется он также как и спирт-сырец.

      2017-05-09 в 9:54 | Ответить
  • Александр

    Павел, расскажите, как правильно перегнать собранные отдельно хвосты. С брагой перегонять не хочется, только отдельно. Надо ли отбирать у них головы(их уже отбирали при первой перегонке). Если надо, то сколько.

    2017-05-08 в 9:31 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Принцип такой же, как и при перегонке спирта-сырца. Разбавляете до 15-20 градусов, чистите маслом и углем и дробно перегоняете. Головы и хвосты отрубаете. Ориентировочно головы отбирайте 5% от абсолютного спирта в сырце. Пример: у вас 6 литров 20% сырца. Абсолютный спирт (АС) = 6*0,2=1,8 литра. 1,8*0,05 = 0,09л — примерно 100 мл голов надо отобрать. Хвосты отрубать при температуре 93 градуса в кубе или 50-55 крепости в струе. Также запах контролируйте.

      2017-05-09 в 10:00 | Ответить
      • Terminator

        У вас ошибка в расчетах. 6*0,2=1,2, соответственно 1,2*0,05=60 грамм.

        2017-06-14 в 7:52 | Ответить
        • Дорофеев Павел

          Действительно. Спасибо за замечание.

          2017-06-14 в 10:48 | Ответить
  • Александр

    Здравствуйте, Павел. Прошу совета. Если оборудовать простой аппарат с прикубником термометром, установленным рядом с прикубником, и держать температуру пара в пределах 78.4-80 градусов. Качество продукта улучшится и хвостов меньше нахватаю? Пусть скорость перегона упадет, но качество улучшится?

    Спасибо.

    2017-05-10 в 12:09 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Александр!

      Да, можно установить в прикубник термометр и пробовать регулировать в нем температуру. Для этого его нужно будет как-то охлаждать. Например обдувом вентилятора. Чем больше будет сухопарник, тем лучше. Если удастся поддерживать в нем стабильную температуру, то качество самогона должно улучшиться. При этом перегон все равно надо заканчивать при температуре в кубе 93-94 градуса. Охлаждение должно быть регулируемым, т.к. по мере испарения спирта из куба температура в нем будет расти, следовательно и от прикубника придется отводить больше тепла. Сухопарник должен быть прозрачным, чтобы контролировать уровень скапливающейся в нем жидкости. В то же время если он будет стеклянным с ним нужно быть очень аккуратным. Особенно если работаете на газу.

      Это все в теории. На практике же думаю будет очень сложно поддерживать в нем стабильную температуру.

      Если решите осуществить идею, расскажите пожалуйста о результатах эксперимента.

      2017-05-10 в 8:31 | Ответить
  • Александр

    Павел, я имел ввиду термометр установить не внутрь сухопарника, а рядом перед ним в паропровод. Температуру контролировать по термометру и регулировать ее газом. По мере испарения этанола температура в кубе повышается, но за счет уменьшения газа не давать ей расти. Сухопарник не большой и стеклянный(лабораторный), с возможностью сразу же отводить жидкость накапливающуюся внутри.

    Вот такой вариант возможен?.

    2017-05-10 в 9:14 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Ставить термометр перед сухопарником смысла нет — он будет показывать температуру, близкую к температуре куба (если конечно у вас не очень длинный паропровод до него). Или вы это делаете потому, что нет возможности установить термометр прямо в куб?

      Регулируя нагрев держать стабильную температуру тоже не получится. Точнее саму температуру может и получится (хотя на газу это крайне сложно), но отбор со временем просто прекратится. Кстати, при указанной вами температуре 78-80 градусов он даже не начнется. Разбавленный до 20% спирт-сырец начинает кипеть примерно при 88 градусах.

      Так, что думаю ваша затея не удастся. Но ничто не мешает проверить ее на практике. Заодно и здесь рассказать, что из этого вышло. Думаю многим будет интересен такой опыт.

      2017-05-10 в 9:56 | Ответить
  • Александр

    Здравствуйте, Павел. Спасибо за ваш ответ.

    Все правильно, нет возможности(пока) установить термометр в куб, так как надо штуцер заказывать токарю.

    Перед сухопарником сделал тройник и можно установить термометр. Термометры я заказал на алиэкспресс. Идут уже второй месяц! Длина паропровода 1 метр и форма «Г»-образная из нержавеющей трубки.

    Термометр нежен, чтобы визуально контролировать температуру.

    Например, пошли головы при такой-то температуре, отобрали покапельно. На газу можно отрегулировать прямо по 1 капле в две секунды. Дальше пошло тело при температуре чуть выше. И вот ее-то и держать, не давая подниматься и тело отбирать не торопясь, чтоб выпарить основной спирт. Вести контроль дополнительно горением в струе.

    Я вот так хотел.

    2017-05-12 в 12:16 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Понимание, как пользоваться термометром у вас верное и ход мыслей правильный. Но хотелось бы уточнить — если не повышать температуру в кубе, то отбор просто прекратится со временем. Это чистый этанол кипит при 78 градусах, а у нас смесь с водой (ну и немного примесей). Если бы так можно было бы выпарить спирт из сырца, то не нужно было бы никаких ректификационных колонн. Так, что повышать температуру все равно придется, но до того момента, когда пойдут хвосты. Этот момент и подскажет термометр.

      Вообще вопросы про использование термометра мне периодически задают. Если успею, постараюсь написать небольшую статью за выходные на эту тему и выложу одну полезную табличку. Она правда ориентирована на показания температуры именно в кубе, но думаю и вам будет полезна.

      Кстати, не знаю правильно ли ставить термометр перед сухопарником. Получается мы меряем какую-то промежуточную температуру. Это явно не температура внутри куба, т.к. пар охладится в вашей метровой трубе и не температура отбираемого пара, т.к. он перед конденсацией еще охладится в сухопарнике. Возможно лучше тогда устанавливать его непосредственно перед холодильником. Если конечно это возможно.

      Может кто из опытных читателей нам подскажет, как лучше сделать.

      2017-05-12 в 8:54 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Посылки с Алиэкспресс в последнее время долго идут. Я последнюю ждал примерно полтора месяца, думал уже не придет. Сейчас тоже термометр жду, три недели ровно прошло. По трекеру он еще далеко.

      Вы главное время защиты покупателя не пропустите, чтобы деньги вернуть если что. Но надеюсь не придется защитой воспользоваться. Я за два года кучу всякой мелочевки заказал из Китая, не пришла только одна посылка. Деньги вернули.

      2017-05-12 в 9:17 | Ответить
  • Андрей

    Павел, добрый день.

    У меня вопрос специфический и я не смог определиться в какой теме его задать.

    Суть:

    Я приобрел готовую сухую смесь трав и ягод (типа «Джин»). По тех процессу она настаивается на 65% самогоне двойной перегонки (травы отдельно 0,5л, ягоды можжевельника отдельно 0,5л), потом эти настои фильтруются, смешиваются, разводятся до 30% и перегоняются вместе с ягодами из настоя.

    Так вот вопрос: у меня куб 20л. После всех процедур у меня получились неполные 3 литра. Это моему кубу на донышко))... ну, литр хвостов с предыдущей перегонки добавлю,как вариант... но можно ли гнать такой большой куб с таким объемом жидкости? И что из этого получиться может?

    Понятно, что надо было пропорции изначально большие брать, но я не знаю что в итоге получится, да и самогона столько не было, поэтому так получилось.

    Может кто из участников подскажет?

    2017-05-16 в 9:47 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте!

      На газу греете? Не знаю можно ли с таким маленьким количеством жидкости. Хвосты добавлять думаю не стоит, лучше добавит 1-2 литра воды.

      2017-05-16 в 10:25 | Ответить
  • Андрей

    Да, грею на газу.

    Спасибо)) буду думать

    2017-05-17 в 10:16 | Ответить
  • Андрей

    А в третьем перегоне головы тоже надо снимать? И если да, то по какому принципу, так же как во втором? :o

    2017-05-17 в 2:38 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Да, надо отбирать. 3-5% от абсолютного спирта в кубе. Например залили 10 литров 20% СС. Получаем 10×0,2 = 2 литра абсолютного спирта. 2×0,05 = 0,1 л наши головы.

      2017-05-17 в 7:13 | Ответить
  • Андрей

    Ага, спасибо большое :smile:

    2017-05-18 в 9:56 | Ответить
  • Денис

    Здравствуйте!

    Скажи пожалуйста,что делать с хвостами после второй перегонки?И до какого градуса идет отбор хвостов?

    2017-05-21 в 4:15 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте!

      Добавлять к следующей браге перед перегонкой или накапливать и перегонять отдельно. Гнать хвосты по вашему желанию, на сколько позволит жадность и терпение. Кто-то хвосты вообще не собирает, а кто-то отжимает до воды.

      2017-05-21 в 10:14 | Ответить
  • Terminator

    Здравствуйте Павел! У меня самодельная БК. При включении дефлегматора и установки мочалки из меди на выходе получается 90* и выше (ореометр только до 90, и он тонет ниже). Причем , градус выхода постоянный — меняется только скорость: от тонкого ручья после сбора голов, до одной капли в несколько секунд в конце. Имеет ли смысл производить чистку маслом или углем, т.к. сивуха через дефлегматор практически не проходит?

    2017-06-14 в 8:05 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте!

      Все правильно, если не менять нагрев и подачу воды, то крепость всегда будет одинаковой, а скорость отбора будет падать и со временем прекратится. Надо ли чистить самогон можете решить только вы, т.к. вкусы и чувствительность обоняния у всех разные. Если довольны тем, что получается без очистки, то и не стоит заморачиваться с ней. Про себя скажу, что между перегонами всегда углюю. Маслом чистить перестал из-за больших временных затрат. Кажется, что с маслом было лучше, но не могу точно утверждать, возможно просто самовнушение. Нюх у меня далеко не идеальный.

      Очень хочется посмотреть на вашу самодельную БК. Может поучаствуете в моем конкурсе? Шансы на победу сейчас очень велики.

      2017-06-14 в 11:03 | Ответить
  • АлександрМ

    А что такое БК.

    Поделитесь схемкой

    2017-06-15 в 8:56 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Бражная колонна, она же пленочная колонна. У меня есть подробная статья на эту тему, поищите в разделе Самогоноварение.

      2017-06-15 в 9:54 | Ответить
  • Валерий

    Доброго времени суток, Павел! Хочу проконсультироваться. Использую аппарат с двумя сухопарниками и достаточно мощным охладителем, есть термометр, вопрос в том, что первые капли появляются только при темп. 80 грд. Головы отбираю по расчёту 50мл. С 1 кг.сахара, далее гоню до 40градусов в струе, остальное хвосты. Это первая перегонка. Это нормально?

    2017-06-22 в 11:06 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Валерий!

      Если есть возможность, то лучше отключать сухопарники при первой перегонке. Также лучше головы не отбирать и гнать до 20 градусов в струе, а дробить уже на втором перегоне.

      Температура при которой появляются первые капли у всех может быть разная, это зависит от конструкции аппарата. Не вижу ничего страшного в том, что отбор начинается у Вас при 80 градусах.

      Кстати, приглашаю вас принять участие в конкурсе, который сейчас у меня проводится. Шансы выиграть приз очень большие.

      2017-06-22 в 11:28 | Ответить
  • Геннадий

    Павел! У меня появились серьезные сомнения в Вашей причастности к практическому самогоноварению. Просто «педалируете» в своем блоге популярную тему, да и всё... Пожалуйста, пришлите на мой е-майл свой эл адр, я задам несколько практических вопросов.

    2017-06-28 в 11:27 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Геннадий! Отписал Вам на почту, постараюсь развеять Ваши сомнения.

      2017-06-28 в 6:10 | Ответить
    • Михаил

      Зря вы так. Павел как-то раз очень помог мне практическим советом в личной переписке.

      2017-07-04 в 4:10 | Ответить
  • Михаил

    Павел, добрый день.

    Случайно попал на ваш сайт и хочу выразить Вам огромную благодарность, за проделанную работу. Из Ваших трудов, очень многое подчеркнул для себя, как для начинающего в этой теме.

    Подскажите пожалуйста, по поводу очистки маслом. В одной статье у Вас указанно, что нужно убрать в холодильник на 12 часов, а в этой про холодильник не увидел ничего. Скажите, при комнатной температуре эффект будет тот же?

    2017-07-05 в 12:33 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Михаил!

      Спасибо на добром слове.

      Можно и при комнатной температуре. Если выставить самогон с маслом на холод, то быстрее и более полно произойдет расслоение. Я сейчас оставляю отстаиваться при комнатной температуре, т.к. в холодильник все просто не влезает. Зимой выношу на балкон.

      2017-07-05 в 8:55 | Ответить
  • Дмитрий П.

    Добрый день Павел!

    Подскажи, пожалуйста, какой выбрать подогреватель браги. Я приглядываюсь к аквариумным обогревателям но не могу решить какой мощности лучше взять. Брагу делаю до 20 литров максимум.

    Спасибо.

    2017-07-11 в 12:00 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Игорь, приветствую!

      Сейчас как раз тестирую стеклянный аквариумный обогреватель, заказанный у китайцев. Как закончу — выложу заметку на блоге. Но пока могу сказать, что приобретением доволен. Заказывал на 25 Вт, в описании сказано, что хватает на 30 литров воды. Температуру в 19 литровой бутили из-под воды держит хорошо. Чуть позже скину ссылку на почту на него.

      2017-07-11 в 6:15 | Ответить
  • Евгений

    Здравствуйте. Скажите пожалуйста, что значит: «Гоню почти до воды (температура 98-99 градусов в кубе) без отбора голов и хвостов.»? После написано, что разбавляете до 15%. Если гоните «почти до воды», то и сама самогонка будет уже где-то с 15-10%. Или я что-то не понимаю?

    2017-08-04 в 8:53 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте!

      Гоню почти до воды, это значит, что в кубе остается только вода. Спирта там почти нет. В таком случае самогон будет от 40% и выше, в зависимости от конструкции аппарата. У меня получается примерно 55%. Т.е. спирт вы выпарили из браги, а большую часть воды оставили в кубе.

      2017-08-05 в 12:42 | Ответить
  • Евгений

    И что значит: «отбираем хвосты на максимально возможном нагреве»? До каких пор гнать? Можно же ведь пока все не выпарится. Как понять, когда нужно остановиться?

    2017-08-04 в 8:59 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Можно все до суха, но какой смысл если там уже вода без спирта? Гоним до температуры 98-99 градусов в кубе или до 20-15% в струе.

      2017-08-05 в 12:44 | Ответить
  • Евгений

    И еще один вопросик: эти самые хвосты пить нельзя? Ведь есть множество рецептов слабоалкогольных настоек. Можно же на хвосте настоять. Или нет?

    2017-08-04 в 9:00 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Нет, хвосты это яд.

      2017-08-05 в 12:54 | Ответить
  • Евгений

    Ошибочка, еще один вопросик возник. Что значит, раствор с маслом (первая очистка) фильтруете через трубочку? Получается, просто выливаете аккуратно, а все масло должно осесть на стенках банки (или в чем она будет)? Если не сложно, то ответьте на все вопросы...

    2017-08-04 в 9:16 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Сливаю аккуратно через трубочку, чтобы слой масла остался в банке, а затем фильтрую слитый самогон.

      2017-08-05 в 12:56 | Ответить
  • Евгений

    Скажите пожалуйста, какой выхлоп у вас при перегонке? Сколько примерно обычного 45-градусного самогона получается с 1 кг. сахара?

    2017-08-06 в 3:09 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте!

      У меня на блоге есть статья, в которой сказано, к какому выходу самогона надо стремиться. После первой перегонки с браги на спирт-сырец у меня получается 1 литр 55%. Это меньше эталона. Объясняю это большими потерями браги после очистки бентонитом. Я слишком много сливаю в осадок.

      2017-08-06 в 9:42 | Ответить
      • Евгений

        В смысле 1 литр 55%? Вы же написали дополнение, что в первой перегонке перестали собирать головы и хвосты, гоните просто до воды.

        2017-08-06 в 9:46 | Ответить
        • Дорофеев Павел

          Да, так и есть. Конечная крепость зависит от конструкции самогонного аппарата. На моем получается после первой дистилляции 55%.

          2017-08-06 в 10:05 | Ответить
  • Евгений

    А скажите пожалуйста, после чистки углем у вас получается прозрачный СС или черно-мутный? У меня, получается, не вся угольная пыль ваткой процедилась. И какой запах должен быть после такой очистки — у меня получается запах спирта... (не самогона, не водки, а именно спирта).

    2017-08-07 в 6:04 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Уголь перед углеванием надо промыть питьевой водой, тогда получится прозрачный самогон. У меня есть статья на блоге о очистке углем, в ней про это сказано. Может и спиртом пахнуть. После дробной перегонки запах изменится.

      2017-08-07 в 10:15 | Ответить
  • Владимир

    Здравствуйте, Павел! А можно ли чистить пищевой содой. Она же нейтрализует кислоты, в частности

    уксусную?

    2017-08-08 в 5:44 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Владимир!

      Я как-то давно пробовал применять соду. Вкус конечного продукта показался хуже. Много позже уже прочитал о том, что для правильной очистки подобными реактивами необходимо точно подобрать их количество, а для этого необходимо знать количество кислот и др. примесей в конкретном спирте-сырце. Иначе выйдет боком такая очистка. У меня есть статья, про очистку самогона марганцовкой. В ней я об это рассказывал.

      2017-08-08 в 10:01 | Ответить
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: