Автор: / Дата: в 6:36 Рубрика: Теория и практика 66 комментариев

Как очистить брагу бентонитом

Всем привет! Сегодня я расскажу про то, как осветлять сахарную брагу бентонитом. Расскажу что это за штука, где ее взять и как правильно использовать. Очистка бентонитом браги делается очень просто, в чем вы сейчас и убедитесь.

 

 

Зачем осветлять брагу

Зачем осветлять брагу вы наверняка знаете не хуже меня, но я на всякий случай вкратце расскажу. После брожения в бражке остаются мертвые дрожжи, которые при перегонке подгорают. От этого конечный продукт приобретает неприятный запах. Также в нем образуются вредные соединения.

Самый простой способ осветления – выставить бродильную емкость на холод и подождать пару дней. Это легко проделать зимой, но как быть, когда на дворе лето? В этом случае нам на помощь придет бентонит. Он не только оклеит бражку при комнатной температуре, но и сделает это гораздо быстрее холода (бывали случаи, когда хватало 15 мину).

 

Что такое бентонит

Бентонит это разновидность натуральной глины. Он применяется в строительстве, сельском хозяйстве, машиностроении и т.д. Даже при изготовлении резины для шин и как наполнитель кошачьего туалета.

Но самое интересное для нас с вами, что он применяется для оклейки (осветления) вин. Причем довольно давно – с 30-х годов прошлого века в США и с 60-х в СССР.

Все дело в том, что эта глина обладает отличными адсорбирующими свойствами. Она связывает мертвые дрожжи, микроорганизмы, белки и т.д. и выпадает вместе с ними в осадок. Другими словами она собирает всю муть из браги и опускает ее на дно. В результате получается очищенная и осветленная бражка. Нам остается только ее декантировать (слить с осадка).

 

Где взять бентонит

Проще всего его купить в специализированных магазинах для виноделов. Я рекомендую именно так и сделать. Стоит он недорого, и вы точно получите именно правильный бентонит для виноделия, уже готовый к применению.

Если нет возможности или желания купить винный бентонит, то можно приобрести его в обычном Зоомагазине. Дело в том, что бентонит используют как наполнитель кошачьего туалета. Внимательно читайте состав, в нем должно быть указано, что наполнитель на 100% состоит именно из глины и нет никаких ароматизаторов.

Но даже такой наполнитель не всегда дает нужного эффекта. Плюс его еще нужно подготовить к использованию. О подготовке расскажу в следующем разделе, а пока приведу примеры хорошо зарекомендовавших себя производителей наполнителей для туалетов: Pi-Pi-Bent, CatSan, WC Closet Cat, Котяра.

Какие-то другие использовать не советую, т.к. не все хорошо работают. Если у вас есть опыт применения производителя, не входящего в этот список, то напишите об этом в комментариях.

 

Как использовать

Сразу хочу предупредить. Осветлять надо полностью отбродившую брагу и при комнатной температуре. Если процесс еще идет, то ничего не получится.

Если вы уверены, что брожение закончилось, то переходите к оклейке. Если есть сомнения, то лучше нагреть брагу до 50 градусов. При такой температуре все дрожжи точно погибнут.

Внимание! Не сливайте использованный бентонит в канализацию. Он забивает трубы так, что прочистить их можно будет только механически!

  • Применение винного бентонита
  1. Отмеряем нужное количество бентонита. В инструкции написано, что стандартного пакетика в 20 грамм хватает на 23 литра жидкости. Я обычно беру в пропорции 1,5 грамма на литр для 10 литровой бродильной емкости. При увеличении объемов количество глины в пропорции лучше увеличивать.

Для справки: если нет точных весов, то ориентируйтесь следующим образом – половина чайной ложки ≈ 2 грамма, столовая ложка с горкой ≈ 20 грамм.

Но электронные весы лучше конечно купить. В нашем деле они не раз пригодятся. Заказать можно у китайцев. Рублей за 350.

  1. Заливаем холодной водой 1 к 10, перемешиваем и оставляем набухать на 2-3 часа.
  2. Когда глина разбухнет, перемешиваем ее еще раз и медленно выливаем в бродильную емкость, при этом активно размешивая бражку.
  3. Осветление может длиться от 15 минут до суток. Обычно 10 литровая бутыль у меня оклеивается за 20 минут, 20 литровая за 40-50.

  • Если решили использовать наполнитель для туалетов
  1. Берем наполнитель в расчете 2-3 столовые ложки на 20 литров браги.
  2. Перемалываем в порошок в кофемолке.
  3. Засыпаем порошок в банку, заливаем теплой водой (250 мл) и перемешиваем до однородной массы.
  4. Выливаем получившийся раствор в бражку.

Можно не пачкать кофемолку и не перемалывать (хотя лучше все же перемолоть). Просто засыпьте  наполнитель в банку с теплой водой, плотно закройте крышкой и интенсивно потрясите, чтобы бентонит не собирался в комки. Встряхивайте банку раза 4 с интервалом в 5 минут.

 

Видео

Ниже привожу наглядное видео одного из коллег с Ютуба. Осветляется прямо на глазах.


Теперь вы знаете, как осветлить брагу с помощью бентонита. Сложно? Я тоже думаю, что нет. Обязательно расскажите в комментариях, как у вас получилось? Также указывайте, каким именно бентонитом пользовались. В  заключение скажу, что это не единственный способ оклейки браги. В ближайшее время я расскажу и о других. А на сегодня я с вами прощаюсь.

С уважением, Дорофеев Павел.

Хочешь получать статьи этого блога на почту?
Хотите новые статьи на почту?
Поделиться
Плюсануть
Класснуть
66 комментариев
  • Алексей

    Павел, а если переборщить с бентонитом брага не испортится? Я насыпал 1 ст.л. на 3-хлитровую банку браги.

    2016-12-25 в 3:25 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Нет, хуже не будет. Главное в канализацию потом использованный бентонит не сливайте, а то трубы забьет.

      2016-12-25 в 4:46 | Ответить
      • Алексей

        Выгнал первую партию. Шикарно, запаха на кухне практически нет, см тоже не сильно пахучий. Вобщем одни плюсы от осветления браги. Брага сахарная, без инверта, бентонит «Пи-Пи Бент». Спасибо за полезную информацию.

        2016-12-25 в 7:34 | Ответить
        • Дорофеев Павел

          Рад, что информация полезной оказалась. Вам спасибо, что впечатлениями поделились.

          2016-12-25 в 9:59 | Ответить
      • Андрей

        Павел, как Вы думаете, осветлять ли брагу на диких дрожжах пшеницы?

        2018-02-22 в 5:30 | Ответить
        • Дорофеев Павел

          Нет, она когда добродит сама осветляется хорошо.

          2018-02-23 в 1:49 | Ответить
          • Андрей

            У меня стоит брага на пшенице, ставил первый раз. Если я правильно всё понял, то на этом же заброде можно ставить ещё пару раз. На данный момент гидрозатвор замолк, виномер показывает сахар ноль, на вкус горькая. Вопрос: -Ждать когда осветлится либо слить её и дожидаться осветления?

            2018-02-23 в 11:47 | Ответить
          • Дорофеев Павел

            Да, вы правильно поняли, можно использовать еще несколько раз. Переливать не надо, при окончании брожения она должна сама довольно быстро осветлиться. Конечно прозрачной, как после бентонита, она не станет, но будет заметно светлее. В статье про дикий сэм есть фото.

            2018-02-24 в 11:50 | Ответить
  • Юрий

    Здравствуйте Павел.Все сделал по инструкции но почему-то не получилось осветлить сахарную брагу

    2017-01-05 в 1:08 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте!

      Напишите подробнее. Лучше по шагам. Какой бентонит использовали и сколько. Брага точно добродила? При какой температуре осветляли?

      2017-01-05 в 4:20 | Ответить
  • Юрий

    Использовал Пи-пи Бент...на 40 литров браги 4 столовые ложки развел на 250 мл.воды...брага стоит 12 дней бродить перестала.Температура 28-30 градусов

    2017-01-05 в 4:49 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Странно, с бентонитом осечек почти не бывает. Да и Пи-пи Бент проверенная штука. Может все же не добродила? Попробуйте нагреть до 50 градусов и несколько минут помешивая подержать при этой температуре. Заодно и дегазацию произведете. А затем еще раз добавьте бентонит. Можно побольше, хуже не будет.

      2017-01-06 в 1:17 | Ответить
      • Виталий

        Выходит всё равно надо подогревать. Я один раз сделал без подогрева , теперь жду больше суток.

        2017-07-03 в 12:45 | Ответить
        • Дорофеев Павел

          Если не осветляется, значит не добродила брага до конца. Я сейчас ставлю в 19 литровых бутылках из-под воды для кулера, не грею. Через час после добавления бентонита уже можно сливать, но я обычно на ночь оставляю, чтобы осадок плотнее осел.

          2017-07-03 в 8:38 | Ответить
  • Юрий

    сделал все так.и все получилось.Спасибо за помощь... :!:

    2017-01-07 в 3:59 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Пожалуйста. Рад, что получилось.

      2017-01-07 в 8:49 | Ответить
  • алексей

    после осветления бентонитом и перегонки очистку например углем обязательно проводить или вредные ващества бентонитом тоже связываются и выпадают в осадок ?

    2017-03-28 в 11:48 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Углевать надо. Это разные виды очистки. Бентонит применяется для осаждения дрожжей и других взвесей.

      2017-03-29 в 11:33 | Ответить
  • Анатолий

    Павел, в аптеке нашёл «Глина белая натуральная», состав: глина белая, природная, высокой степени очистки. Такая подойдёт, это одно и тоже, что и бетонит?.

    2017-04-09 в 10:54 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Да, думаю подойдет. Она в виде порошка продается или суспензией? Сколько стоит?

      2017-04-09 в 10:34 | Ответить
      • Анатолий

        Продаётся в виде порошка, 100 грамм (2 пакетика по 50 грамм )стоит 28 рублей.

        2017-04-12 в 11:14 | Ответить
      • Анатолий

        Прошу прощения, чуть ошибся, 100 грамм белой глины стоит 23 рубля 70 копеек в обычной аптеке.

        2017-04-12 в 12:10 | Ответить
        • Дорофеев Павел

          Спасибо за информацию. Очень бюджетно тогда получается.

          2017-04-12 в 10:26 | Ответить
  • Сергей

    А использование бентонита для очистки браги, потом при перегонке не будет ли забивать стенки холодильника?

    2017-04-09 в 5:14 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Вы же сливаете брагу с осадка. В куб заливаете уже чистую брагу без бентонита. Да даже если и в куб зальете с ним — это же глина, она не испаряется и в баке останется.

      2017-04-09 в 10:40 | Ответить
  • Александр

    На просторах большого интернета нашел способ осветления браги чаем каркаде. Положил 40 гр. чая в кипящую воду (0,3-0,5 л), прокипятил 2-3 минуты и в брагу! Через час вся муть на дне бродильной емкости. Но лучше дать отстоятся ночь. Цвет и запах браги — нечто! У меня 19 л кулерный балон и 40 гр чая хватило. Как раз пачка 80 гр на два раза )) Попробуйте! Я к бентониту отношусь с недоверием все таки...

    2017-06-12 в 2:13 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Спасибо за совет. О этом способе читал, но сам не пробовал. Как-нибудь поэкспериментирую. А что вас в бентоните смущает?

      2017-06-12 в 5:27 | Ответить
    • Виталий

      А какой чай брали ? Производство чьё? Заранее спасибо.

      2017-07-03 в 12:47 | Ответить
  • Александр

    В первую очередь цена )) У нас пачка кошачьего бентонита стоит более 200 грн, это порядка 438 рублей по курсу). А пачка каркаде стоит около 20 грн )))

    2017-06-12 в 5:37 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Так это наверное пачка килограмм на 5, а то и 10? Такой надолго хватит, так что еще посчитать надо, что дороже обойдется. Хотя конечно если понравилось каркаде, то почему бы и нет. Попробую как-нибудь.

      2017-06-12 в 10:07 | Ответить
  • Владимир

    Здравствуйте! Павел, скажите пожалуйста, после нагрева браги до 50 градусов её потом охлаждать до комнатной температуры нужно или можно сразу же заливать бентонит?

    2017-06-25 в 1:00 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте!

      Можно сразу заливать. Главное перемешайте хорошо потом.

      2017-06-25 в 10:19 | Ответить
      • Владимир

        Спасибо за ответ! Залил в горячую. Бентонит отработал на ура! Брага светлая.

        2017-07-01 в 4:58 | Ответить
  • Васка

    Павел-спасибо за статью, добавили уверенности.бентонит у нас купить оч.сложно, кошачий наполнитель стоит дорого,использовала обычную белую глину из огорода(в печке пропекла её). взяла 1 ст.ложку на 3 литра- получилось!(2 дня).но очищала не брагу а вино. но есть результат! огромное спасибо!!!

    2017-07-24 в 3:09 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Пожалуйста. Рад, что статья помогла.

      2017-07-25 в 11:55 | Ответить
  • Сандер

    Купил пи пи дент. 5кг- 350р. Осветлялась часов 12, но это не главная прблема.

    ЧТО ДЕЛАТЬ С ОСАДКОМ?

    В канализацию нельзя, а для мусоропровода слишком жидкий. Или у меня что то пошло не так?

    Павел, как вы решаете эту «проблему»?

    2017-08-03 в 5:51 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Утилизация бентонита действительно актуальная проблема в многоквартирном доме. Я сливаю осадок в пластиковые бутылки, а их выкидываю в мусоропровод. Бутылки предварительно накапливаю из-под молока, воды, разливного пива и т.д.

      2017-08-03 в 11:32 | Ответить
      • Сандер

        Спасибо за ответ!

        Придётся как то так и выкручиваться...

        У меня первый опыт немного комом вышел- когда с осадка сливал в конце задел осадок, в общем немного браги осталось. Попытался процедить- ни в какую. Слил в банку, за два дня отстоялась. Пол-банки как слеза. Перегоню со следующим погоном.

        2017-08-04 в 1:46 | Ответить
  • Андрей

    Павел здравствуйте!появилось стойкое желание самогончик сделать по фэн-шую,и Ваш сайт попался)я вообще ни разу этим не занимался,по Вашим записям буду постигать искусство,но в связи с этим вопрос,какой аппарат посоветуете взять?если фракции делятся по температуре выгона,то с термометром?и какие ещё приблуды будут полезны?спасибо.

    2017-08-04 в 7:23 | Ответить
  • Вадим

    Добрый день!

    Подскажите пожалуйста спосб нагрева браги в 19-ти литровой бутыли до 50 градусов

    2017-11-28 в 9:59 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте!

      Не знаю. Я тоже иногда ставлю в 19 литровой бутылке из-под кулера, а если надо нагреть, то переливаю двумя 10 литровыми кастрюлями. Можно в перегонном кубе нагреть, но только не ТЭНами.

      2017-11-28 в 10:46 | Ответить
  • Валерий

    Здравствуйте Павел!Меня интересует брага чтобы пить не перегоняя!?

    2017-12-05 в 8:48 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Валерий! Я таких целей никогда не ставил. В принципе если хотите, то можно ее пить после очистки бентонитом. Она станет чистая, почти прозрачная. А, вспомнил. Один посетитель мне в комментариях писал, что делал брагу для питья. Вот тут посмотрите. Комментарий от Виктора. Ближе к концу.

      2017-12-05 в 11:16 | Ответить
  • Андрей

    Здравствуйте. Хочу сказать спасибо за сайт , осваиваю это дело недавно , много чего по инету смотрел , Ваш сайт как настольную книгу для себя оставил . ))) Очистил брагу бентонитом , в винном отделе нашёл (500 гр — 250 руб) . Результат одназначно оч хороший . Кстати где то находил один совет для особенно бережливых. Часть браги (спирта) теряется вместе с осадком. Делают так, что смогли — слили, в осадок доливают воду , перемешивают , отстаивают и «выжимают» ещё чутка )) Я сейчас так сделал , капает потихоньку )))

    2017-12-09 в 8:02 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте! Рад, что понравился блог. Заходите) За совет спасибо.

      2017-12-10 в 10:46 | Ответить
  • Александр

    Здравствуйте. Хочу сказать что из за бентонита получается слишком большой осадок много отходов. Лучше подождать или выставить на холод.

    2017-12-14 в 10:41 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте. Да, с бентонитом потери несколько выше. Но летом например на холод не выставишь. А ждать, пока сама осветлится бывает некогда. Да и бентонит все же лучше осветляет. В общем каждый сам решает, чем ему жертвовать — временем, качеством или продуктом.

      2017-12-14 в 9:18 | Ответить
  • Андрей

    После добавления бентонита выдержите брагу сутки , осадок ещё оседает , уплотняется , и потом осадок промыть можно , как писал выше. У меня продукта получилось меньше всего процентов на 10. И бентонит не только осветляет брагу но и убирает много чего ещё , разница видна "невооружённым глазом " сразу после перегона.

    2017-12-15 в 8:58 | Ответить
  • Андрей

    Привет!

    Хочу поделиться печальным опытом, что бы Ваши читатели не повторяли мою ошибку.

    Я только на новый год себе подарил этот чудо аппарат и только учусь :)

    Первое осветление делал 10 граммами покупного бентонита на 19 литровую бутыль, осветлило но как то не очень и осадка было как то мало...

    После покупки пи-пи-бента я от души как советовали приготовил на бутыль 110 грамм бентонита и когда залил его тёплой водой он так скомковался что я его не смог растереть ложкой... вообщем взял блендер и он мне всё растёр и из 110 грамм у меня вышел 1 литр очень густой субстанции типа суфле или даже зефира.

    Дал настояться этому час или полтора и вылил в бутыль... через часов 18-20 отстоя на балконе я был в печали :(

    Брага отстоялась до прозрачности чистой воды жёлтого оттенка, но вот осадок!!!! 8 литров!!! и не осадок а рыхлая взвесь.

    Я почти уверен на 90% что это из-за блендера превратившего бентонит, во что то уже иное...

    2018-01-17 в 2:05 | Ответить
  • Андрей

    Привет всем.

    Для тёзки . Первый раз бентонита положил мало , во второй много очень для этого обьёма. Вот и осадка много получилось. Мера такая — одна столовая ложка с горкой (не огромной ) на 10 литров браги. И блендер ни причём . Я размешиваю миксером , ложкой не удобно , прилипает. Добавляю бентонит в воду (пол литра на 4 ложки , это на 40 литров браги) , перемешиваю , стоит час-два , набухает типа , потом опять перемешиваю , если густоват добавляю воды до состояния жидкой сметаны. Интенсивно мешаю брагу и вливаю тонкой струйкой.

    2018-01-20 в 10:48 | Ответить
  • Александр

    Надо ли сливать брагу с осадка перед очисткой бентонитом ?

    2018-03-16 в 5:05 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Нет. Сначала осадили бентонитом, а потом слили с осадка.

      2018-03-16 в 10:54 | Ответить
  • Сергей А.

    Добрый день! А я с бентонитом не заморачиваюсь, беру в отбродившую брагу засыпаю прямо сухой бентонит при этом перемешивая брагу строительным миксером, оставляю на ночь и точно так же на утро бражка чистая как слеза.

    2018-03-26 в 12:58 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Да, я иногда тоже так делаю. За ночь хорошо осветляется и осадок получается плотный и небольшой. Но иногда ждать некогда.

      2018-03-26 в 8:47 | Ответить
  • Алексей

    Скажите пожалуйста,после очистки браги бентонитом на дне образуется довольно толстая шапка и она вроде гораздо больше чем когда она осветлится сама собой со времянем или на морозе.Если эта шапка давольно рыхлая то с этой шапкой мы теряем некоторое количество браги верно?

    2018-04-02 в 1:03 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Алексей! Да, с бентонитом потери спирта выше. Можно попытаться их минимизировать. Если оставить на сутки брагу с бентонитом, то осадок будет плотнее. Или можно перелить осадок в другую емкость, желательно высокую и узкую. Осадок опять же уплотнится через некоторое время и можно будет еще немного слить. Но по мне это лишняя трата времени, бороться за эти остатки.

      2018-04-02 в 8:20 | Ответить
  • Виктор

    Касаемо осадка с бентонитом. Я после декантирования осветленной браги осадок развожу водой примерно в таком же обьеме что и сам осадок. Например, осталось примерно 3 литра осадка. Значит я добавляю еще 3 литра воды, перемешиваю, переливаю в более узкие емкости (например 3л банки) и пр и необходимости могу еще добавить немного бентонита. Все это осветляю и получаю еще приличное количество светлой но более слабой бражки. Бентонит в виде порошка за 190 руб за 500 грамм. Готовлю я его так. На 30 литров браги 3 ст ложки глины засыпаю в 600-700 мл горячей (градусов 60) воды и перемешиваю миксером. Даю постоять этой кашице минут 20 и выливаю в брагу. Далее все это перемешиваю предварительно выгнав из браги газ. Часов за 7-8 происходит осветление браги.

    2018-04-28 в 12:18 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Спасибо за комментарий. Я раньше тоже переливал осадок в высокие пластиковые бутылки по 1,5-2 литра и отстаивал. Потом перестал — жалко времени и усилий. Потери посчитал приемлемыми.

      2018-04-28 в 11:39 | Ответить
  • Михаил

    Ув. Павел, я тут из сериала самогонщики, узнал что Дж. Вашингтон добавлял в брагу гипс, к сожалению, конкретно там ничего не сказали. Возможно вы в курсе, мб он просто осветлял гипсом? А если нет (возможно и такое, ведь там сказали что гипс смягчал воду), то возможно вы вкурсе сколько и на каком этапе добавлять?

    2018-06-21 в 9:57 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Михаил! Прошу прощения за долгий ответ — был в отъезде. Не знаю, для чего гипс применялся. Думаю Ваше предположение верно — для осветления браги.

      2018-06-25 в 10:37 | Ответить
  • Андрей

    Гипс добавляют и для раскисления браги , кислотность понижают . Сильно не интересовался этой темой , но вроде органолептика (вкус) продукта улучшается после перегона .

    2018-06-27 в 7:17 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Да, я тоже о таком варианте подумал. Но для этих целей обычно соду или мел применяют. Не стал писать, так как сам никогда не пробовал.

      2018-06-27 в 7:05 | Ответить
      • Михаил

        Павел, извините за офтоп, но мучает вопрос, щас прошерстил интернет и ответа не нашел. Если в брагу на ДД зерна добавлять фрукты, их (фруктов) вкус перейдет в самогон? Я просто аыгнал тут, сэм прлучился мягкий и вкусный, но никак не пойму есть ли вкус фрукта или нет

        2018-07-01 в 10:35 | Ответить
        • Дорофеев Павел

          Аромат сырья переходит в дистиллят, но чтобы почувствовать вкус фруктов в Диком Сэме этих самых фруктов должно быть большое количество. Или очень хорошее обоняние :)

          2018-07-04 в 10:07 | Ответить
          • Михаил

            Большое спасибо, буду учитывать

            2018-07-05 в 7:57 | Ответить
  • Андрей

    Аромат фруктов в головах , зерновых в хвостах (рядом с головами и хвостами ) . Что то вроде )))

    2018-07-05 в 7:06 | Ответить
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: