Автор: / Дата: в 11:11 Рубрика: Теория и практика 36 комментариев

Для чего нужен сухопарник в самогонном аппарате

 

Всем привет!

Сегодня у меня очередная тема, посвященная самогоноварению. В этой статье я расскажу, для чего нужен сухопарник в самогонном аппарате. Объясню принцип работы, покажу фото простейших конструкций и видео его в действии.

Это простое по конструкции устройство, при правильном использовании, способно улучшить качество самогона, повысить его крепость и убрать неприятные запахи.

 

 

Зачем нужен сухопарник

  • Основная функция сухопарника (он же прикубник) – отделить вредные и дурно пахнущие высококипящие примеси (сивушные масла) от самогона при перегонке.

Вот такая мутная жидкость остается в нем после перегонки всего 1 литра спирта-сырца

При этом выполняются еще две побочные функции:

  • Защита от брызгоуноса (выплескивания кипящей браги в приемную емкость, вследствие чего самогон мутнеет и плохо пахнет);
  • Увеличение крепости конечного продукта, вследствие того, что часть воды также остается в сухопарнике.

Часто читаю в Интернете, особенно на сайтах магазинов для самогонщиков, что сухопарник заменяет вторую перегонку. Не стоит этому верить. Прикубник помогает улучшить качество напитка, но для получения действительно высококачественного самогона не обойтись без двойной дробной дистилляции.

Читайте также: Что можно положить в сухопарник для ароматизации самогона

 

Принцип работы

Как известно брага состоит из смеси различных веществ. Кроме этилового спирта в ней содержатся вредные примеси, кипящие при низких температурах (ацетон, метанол и т.д), их еще называют “головами”, и высококипящие сивушные масла (“хвосты”). Вот эти “хвосты” и помогает отсекать прикубник. По мере своих сил.

Сухопарник представляет из себя емкость, подключаемую между перегонным кубом и холодильником самогонного аппарата. Принцип действия проиллюстрирован на картинке ниже.

Из куба пар поступает в емкость прикубника, в котором охлаждается и конденсируется. Затем, за счет постоянно поступающего тепла из куба, спирт и более низкокипящие вещества снова испаряются и отправляются в змеевик. Высококипящие же вредные примеси остаются в емкости. Для эффективной работы сухопарника температура в нем должна быть ниже, чем в перегонном кубе. Не вздумайте его утеплять, как кое-где советуют!

Сухопарник можно изготовить самому или купить в специализированном магазине

 

Фото и Видео работы прикубника

Подобрал для вас, уважаемые читатели, несколько фото покупных и самодельных сухопарников, а также видео использования прикубника по назначению.

 

 

В заключение хочу сказать, что прикубник вещь весьма полезная и при том проста в изготовлении. Очень скоро я опубликую статью с руководством, как сделать его своими руками. Не пропустите!

Обновление от 14.08.16: Опубликована статья — изготовление сухопарника своими руками.

На этом я заканчиваю. Успехов вам в нашем общем хобби!

С уважением, Дорофеев Павел.

Хочешь получать статьи этого блога на почту?
Хотите новые статьи на почту?
Поделиться
Плюсануть
Класснуть
36 комментариев
  • Саша

    Из куба пар поступает в емкость прикубника, в котором охлаждается и конденсируется. Затем, за счет постоянно поступающего тепла из куба, спирт и более низкокипящие вещества снова испаряются и отправляются в змеевик. Высококипящие же вредные примеси остаются в емкости. Для эффективной работы сухопарника температура в нем должна быть ниже, чем в перегонном кубе. Если подумать, то всё верно. Вопрос: в сухопарнике должна быть температура испарения спирта. Но можно и ошибиться с температурой в сухопарнике и угнать всё дальше. Тогда сухопарник и не нужен. Получается при использование двух, трёх и более сухопарников температура в последнем должна быть соотвутствующая, а то спирт в нём и останется. Но чтобы прогреть последний сухопарник брага должна кипеть, а это нам надо? Не лучше ли гнать сразу нормально, а не заморачиваться с сухопарниками. Я конечно не против сухопарника. Но мне кажется, при его использование нужна тончайшая настройка всего процесса.

    2016-11-30 в 10:41 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте!

      Хорошие вопросы вы задаете. Давайте по порядку.

      1. Температура в сухопарнике всегда ниже, чем в кубе, т.к. она теряется в паропроводе до прикубника и собственно в нем самом. У меня на практике никогда не получалось такого, чтобы сухопарник после перегонки оставался пустой и конечный продукт всегда получается более крепким. А за температурой в прикубнике я не слежу. Следовательно толк от него есть в любом случае.

      2. Не вижу ничего страшного в том, что брага будет кипеть. Мы же ее уже перегнали до этого. Если же это первая перегонка, то прикубник там нужен только в качестве брызгоуловителя и нет нужды использовать несколько сухопарников.

      3. Конечно же температуру в сухопарнике хорошо бы мерять. Вообще мне видится такая идеальная схема — куб на ТЭНах с регулятором температуры, на сухопарник направлен вентилятор, в сухопарнике термометр. Все это связывает автоматика. Как только температура в сухопарнике повысилась, уменьшается подводимое тепло в куб и на сухопарник начинает дуть вентилятор. Но зачем так извращаться, когда можно просто купить ректификационную колонну?

      2016-11-30 в 11:37 | Ответить
      • Александр

        Павел, скажите пожалуйста, у меня стеклянный заводской сухопарник. У него внизу сделано отверстие для слива «мути», которое я затыкаю пробкой во время перегона. Может было бы лучше прикрепить шланг и постоянно отводить «муть»в отдельно стоящую банку, чтобы запах не передавался готовому продукту? Если «муть»воняет и находится и копится в сухопарнике, то «муть», получается, играет роль ароматизатора для готового продукта. Как думаете?

        Спасибо.

        2017-04-01 в 11:07 | Ответить
        • Дорофеев Павел

          Нет, сливать ничего не надо. Толку большого не будет, а вот в выходе самогона потеряете. Сливать надо, если он заполнится доверху, но сливать очень аккуратно — жидкость очень горячая.

          2017-04-02 в 10:34 | Ответить
  • Алексей

    Павел, здравствуйте! Прочитал статью, в ней есть ошибка. Вернее, наверное, описка. Цитата:"Как известно брага состоит из смеси различных веществ. Кроме метилового спирта в ней содержатся вредные примеси, кипящие при низких температурах (ацетон, метанол и т.д)..." Вы, очевидно, имели ввиду этиловый спирт, а не метиловый. Метанол ещё указан в скобках в качестве легкокипящей примеси. Вот... А так — отличные статьи, нужные тем, что вы «отделяете зёрна от плевел» в винокуренном деле.

    2017-03-02 в 8:26 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Алексей!

      Да, конечно это опечатка. Спасибо за замечание, текст поправил. И спасибо за лестный отзыв. Приятно :)

      2017-03-02 в 10:34 | Ответить
  • Константин

    В сухопарниках я не вижу большой пользы, если всю брагу выгонять до воды. Тем не менее, если брага плохо отстоялась и кипит на большом огне, то последние прекрасно защищают самогон от пеноуноса. В самодельных из стеклянных банок весь этот процесс прекрасно наблюдается. В критических случаях можно уменьшить огонь, тогда пеноунос сразу прекратится.

    Также сухопарники полезны для мацерации ароматических веществ и адсорбции неприятных и вредных соединений, если внутрь класть соответствующие фильтрующие вещества и (или) материалы типа меди, активированного угля и т.п.

    У меня два стеклянных сухопарника объёмом по 0,5 л каждый. Хочу попробовать использовать банки 3 л, но их нет с резьбовыми крышками. Можно крышки закатать машинкой и впаять в них трубки из нержавейки, но в этом случае возникнет проблема промывки ёмкостей, что после перегонки немаловажно. Есть банки с закручивающимися крышками из под солёных огурцов объёмом 1,5 л. Можно их использовать, но есть-ли смысл? Мне кажется, если для маломерных ёмкостей использовать дополнительное охлаждение, то эффект будет аналогичным.

    2017-03-13 в 10:21 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Вы правы, основная цель сухопарника при перегонке браги это конечно ловить брызгоунос. А при второй перегонке в нем собирается серая муть, которая без сухопарника оказалась бы в конечном продукте. Так что смысл есть. Ну и плюс мацерация или адсорбция.

      Если крышки закатать, то сразу отпадает возможность ароматизации. Я видел в продаже специальные крышки для сухопарников, которые крепятся на банки путем стяжки на винте. Если найду, то скину вам на почту ссылку.

      Не6ольшие банки можно обдувать вентилятором. Еще я пробовал вот так: банка-сухопарник помещается в ковш, в который наливается немного холодной воды. Потом в процессе перегонки, по мере нагрева прикубника, холодная вода добавляется. Эффект в виде укрепления заметный, но возни многовато.

      2017-03-13 в 11:07 | Ответить
      • Константин

        Не могу не ответить, ибо полностью вас поддерживаю.

        Второй перегонке я подвергаю только хвосты, но иногда и головы без разведения водой на свой страх и риск, для увеличения крепости на технические нужды. Действительно, из выпаривания совершенно прозрачной крепкой жидкости, в сухопарнике появляется серая муть. Что это, откуда она берётся? Говорят что это опалесценция. Если от пеноуноса появляется настоящая муть, то опалесценция как-бы обман зрения. У меня хвосты крепостью около 20% имеют слегка голубоватый мутноватый оттенок. После второй перегонки дистиллят получается прозрачный, а барда тоже.

        Если найдёте съёмные крышки, то поинтересуюсь, но вряд-ли дойдут руки их приобрести.

        У меня прикубники ставятся на подставки из консервных банок, которые закреплены на вертикальный цилиндрический холодильник. В них как раз можно подливать воду для охлаждения, но при этом будет охлаждаться только днище прикубников, что чревато их повреждением из-за резкого перепада температуры. Ещё как вариант, можно прикубники обмотать тряпкой и периодически орошать холодной водой из распылителя. Только не вижу в этом смысла. Один хрен буду всё выгонять до воды, ибо жалко терять оставшуюся спиртосодержащую продукцию. Хвосты после второй перегонки нормально пьются. Единственное, что они имеют характерный жжёный привкус. Самогон второго сорта, но вполне съедобный.

        После выпаривания всего спиртосодержащего, выходит почти пресная вода, а далее уже прёт кислота. На этом этапе я и завершаю перегонку. Далее ловить нечего. Барду в раковину! Она горячая хорошо прочищает сливную трубу, так что и от неё есть хоть какая-то польза.

        2017-03-14 в 1:21 | Ответить
        • Дорофеев Павел

          Ссылку на крышку я вам сегодня на почту скинул. Как по мне — дороговато, хотя и добротно выглядит. Соглашусь, что игры с охлаждением стеклянного сухопарника опасны, страшно представить, если он лопнет в процессе перегонки.

          2017-03-14 в 11:26 | Ответить
    • Эдуард

      В продаже давно есть 3-х литровые банки с закручивающимися крышками, как пустые, так и с продуктом. У нас пустая 56 руб., с соком 98 руб. Смотрите в супер- и гипермаркетах.

      2018-04-02 в 12:04 | Ответить
  • Мараханов Алексей

    Очень нужная и полезная информация. Огромное спасибо. Узнал много нового и интересного для себя. :smile:

    2017-03-31 в 10:25 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Рад, что вам понравилось. Подписывайтесь на обновления блога, впереди еще много чего интересного будет.

      2017-03-31 в 10:36 | Ответить
  • сергей

    спасибо за ответ по сухопарнику но все же не догнал в макропарник и барбатер надо наливать жидкость так получается если так то для чего если нет то не понятно принцип работы их сухопарника барбатера и макропарника получаются идентична их функция так что ли если куб на 50 литров то сколько наливать браги

    2017-08-06 в 5:09 | Ответить
  • Вадим

    Здравствуйте! Все очень красиво написано про сухопарник. Практика:

    У меня дистелят с сухопарником. Брага обычная, сахарная. Самогон начинает капать примерно при температуре 85 гр. По рекомендации первые 50 мл с 1 кг сахара выливаем (первач), итого 250 мл. После выливания первачка в сухопарнике оказывается примерно 200 мл около 70 градусной сильно вонючей жидкости, первач так не пах. Гоню до крепости 40 гр. В конце завершения выгонки, примерно при температуре 95 градусов в сухопарнике скапливается жидкость с запахом сивухи.

    У моего друга дистелят без сухопарника. У него все четко. Первак начинает капать после температуры 60 гр. И продолжает капать до температуры градусов 75 примерно. Потом выход резко уменьшается. И начинает капать примерно при температуре 80 гр. До температуры примерно 95 гр. После 95 гр опять замедляется, а при 98 начинает течь сивуха.

    К чему я, все это. Без сухопарника четко имеются границы фракций (голова, тело, хвосты). При наличии сухопарника эти границы не видны!!! Более того, что тогда я, выливаю первые 250 мл??? Мне кажется, что первак в моем аппарате скапливается как раз в сухопарнике и если вовремя его не сливать он испариться в «теле» самогонки. Как то жалко 250 мл 70 гр самогона вылевать.

    2017-11-06 в 5:57 | Ответить
    • Юрий

      Вадим, а может если измерять температуру в сухопарнике, то и в вашем варианте будут видны чёткие границы голов, тела и хвостов, как у друга?

      2017-11-10 в 12:27 | Ответить
      • Кирилл Поляков

        А как тогда конструктивно решить замер температуры в «баночном» сухопарнике? Куда и какой градусник , так сказать, пихать?

        Вообще, наверное, сделать еще одно отверстие в крышке, заделать туда некий фитинг, а в фитинг на герметике градусник. Конструктив возможных градусников не очень представляю.

        2017-11-12 в 3:56 | Ответить
    • Грэг

      У меня такая же проблема с сухопарником.Купил аппарат уже с ним.качество самогона ужасное.хоть и аппарат из нержавейки и дрожжи брал разные — качество продукта плохое на вкус , но крепкость высокая -до80%. с температурой такая же история как у Вас. Хочу отключить сухопарник(это сьемная банка) соединить силиконовой трубкой и гнать.

      2018-09-19 в 10:39 | Ответить
  • Кирилл Поляков

    Вообще я еще не гнал самогон, только думаю приступить. Куб думаю самый бюджетный взять. Если куб на 12 л с холодильником и больше ничего, то за 4000р можно взять. а если куб, холодильник и баночный сухопарник, то уже 6000. В баночном сухопарнике меня прельщает возможность ароматизации (вернее мацерации, вычитал у Вас это слово). Понятно, что всё можно сделать самому, но продажные конструкции хороши и красивы.

    2017-11-12 в 9:02 | Ответить
  • Мастер Спирта

    Единственная практическая «необходимость» в сухопарнике — это класть туда ароматизаторы. При правильной эксплуатации «змеевика» ни какой сухопарник не нужен. У меня 18-ти литровый куб от доильного аппарата, врезаны ТЭНЫ 1,5 кВт + разгонный 1,0 кВт. Не переливать куб! Брага не должна кипеть! Отбираем до 10% по спиртомеру, потом на 2-й перегон до 20%. Всё! Всё светлое при обоих перегонах. При желании головы можно откинуть при 2-м перегоне, и после 30% ниже не брать. Больше заморочки с термометрами и т. д. ни к чему, если не в курсе предмета (процесса) хотя бы на уровне техникума. Лично я ни чего не откидываю, т. к. далее ректифицирую, опять ДВАЖДЫ!!! На колонне с более, чем 100-кратной очисткой.

    2017-12-08 в 8:24 | Ответить
  • Олег

    Здравствуйте!А что вы думаете о барботере?

    2018-03-25 в 2:30 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте! Смысл тот же, что и у сухопарника. Читал, что чуть более эффективен, но сам не пользовался никогда.

      2018-03-25 в 11:09 | Ответить
      • Константин

        По-моему барботер в виде сухопарника со входящей трубкой до дна это не то. В настоящем барботере сама брага в кубе нагревается за счёт проходящего через неё пара, если не ошибаюсь. Тогда возникает вопрос, а куда будет деваться вода, полученная из пара? Может объём жидкости в кубе не будет увеличиваться за счёт выходящего из него спиртового? Тогда интересно, что-же получится больше: зайдёт водяного или выйдет спиртового? Слабый наверное самогон получится на выходе. Тема-то интересная, но конструкция куба при этом усложняется. Получается как-бы куб в кубе: первый это парогенератор, а второй уже перегонный.

        2018-03-26 в 8:52 | Ответить
        • Дорофеев Павел

          Это два разных приспособления с одним названием. Сухопарник с жидкостью внутри называют мокропаринком или барботером. А есть еще и то, о чем вы говорите. Обычно представляет из себя металлический цилиндр с отверстиями, который в куб вставляется. А пар подается из парогенератора. Его используют самогонщики, которые зерновые и фруктовые браги делают. Конструкция куба не сильно усложняется — в него просто вваривается фланец с резьбой, в которую и закручивается барботер. Сам я им не пользовался никогда.

          2018-03-26 в 9:27 | Ответить
  • Олег

    Еще вопрос.Когда подключать сухопарник?Сразу или после снятия голов.

    2018-03-26 в 3:44 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Я, когда им пользовался, сразу подключал. В процессе перегонки отсоединять и подсоединять сухопарник неудобно и опасно, особенно если на открытом огне гоните — сам сухопарник горячий, паропровод, да и пар горячий и легко воспламеняемый.

      2018-03-26 в 8:30 | Ответить
    • Константин

      Я раньше гасил огонь и подсоединял сухопарник после сбора голов, но практика показывает отсутствие в этом необходимости. Во первых, выходя из несильно-прогретого сухопарника головы лучше отделятся. Во вторых, головы в сухопарнике не останутся благодаря тому, что более горячий пар вызовет переиспарение и вытолкнет из него всю эту легко-испаряемую гадость. Не утверждаю, чисто делюсь своим мнением.

      2018-03-26 в 9:00 | Ответить
      • Вадим

        Ваша цитата: «Во вторых, головы в сухопарнике не останутся благодаря тому, что более горячий пар вызовет переиспарение и вытолкнет из него всю эту легко-испаряемую гадость.» Так это же плохо!!! Напомню, спирт «питьевой» испаряется при нормальном давлении при Т=78 гр., а гадость при Т=60 гр.Сухопарник нагревается свыше 60 градусов, как раз вто время когда начинает кипеть спирт. И в итоге гадость попадает вместе с хорошим спиртом в охладитель ну в банку. Итог: Приходиться выливать первак в котором есть питьевой спирт.

        В комментариях мелькают слова ректификационная колонка, спирт. Те кто гонят спирт это совсем другой вид деятельности и путать его с дистиллятом нельзя.

        2018-04-03 в 5:07 | Ответить
        • Константин

          Тут сколько людей, столько и мнений. При дистилляции нет чёткой границы разделения фракций. А что изменится если головы выгнать без сухопарника? Они выгонятся уже с частью питьевого спирта. В то-же время после присоединения сухопарника, в готовый продукт ещё будет выходить часть голов. Палка о двух концах получается. Сухопарник только даёт некоторую задержку в выходе продукта и не более того. Сначала в нём конденсируются более тяжёлые фракции (с более высокой температурой кипения), потом они поступают на выход через холодильник. Так что после отбора голов, из сухопарника по-идее должен выходить уже чистый питьевой спирт.

          Небольшое пояснение, дабы не вводить в заблуждение: Если в сухопарнике конденсируются более тяжёлые фракции, то почему в начале кипения в нём собираются головы, а на выходе ничего нет? Да потому, что в браге нет таких веществ, которые кипят при ещё более низкой температуре! Сначала выходит углекислый газ и сероводород, а они кипят при температуре значительно ниже нуля.

          2018-04-04 в 2:09 | Ответить
          • Вадим

            Как же в сухопарнике может конденсироваться тяжелые фракции с более высокой температурой кипения если эта более высокая температура еще не настала??? Головы кипят и превращаются в пар при 60 градусов. Спирт питьевой при 78 градусов, а сивуха (хвосты) при 95 градусах. Температура сухопарника ниже температуры паров на 5-10 градусов. Попавший в сухопарник пар голов частично конденсируется там, и накапливается в виде жидкости. И если его не слить ио при дальнейшей повышении температуры, скажем 80 градусов, когда идет активное испарение спирта, сухопарник нагревается до 70 градусов и из него начинает выкипать головы, прямо в банку. А вот при дальнейшем повышении температуры, 95 градусов, испаряется и остатки спирта и начинает испарятся сивуха. Вот тут сухопарник играет положительную роль. Так как его температура 85 градусов спирт проходит, а часть сивухи остается там. Но при выгонки благородных напитков (виски, кальвадос, чача и т.д.) это на фиг не нужно. Так как весь аромат и находиться в хвостах.

            2018-04-05 в 5:12 | Ответить
          • Дорофеев Павел

            Вадим, в процессе дистилляции многокомпонентного раствора температура кипения конкретного элемента уходит на второй план. Например большую часть сивушных масел (от 60 до 90%) составляет изоамиловый спирт, температура кипения которого около 130 градусов. Мы же не нагреваем куб до такой температуры, а при перегонке браги всю сивуху собираем. Здесь важен коэффициент ректификации компонента, который зависит от содержания этилового спирта в жидкости. Например при 10% браге изоамилол испаряется в 2 раза быстрее, чем этанол, хотя температура кипения у него в два раза выше. У меня есть статьи на эту тему.

            2018-04-05 в 9:05 | Ответить
  • Олег

    А головы не смешиваются в нем с телом?

    2018-03-26 в 8:54 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Собственно Константин вам и ответил.

      2018-03-26 в 9:29 | Ответить
    • Константин

      Павел прав, я и ответил на этот вопрос. Перегонка основана на конденсации паров, так что полностью отделить головы от тела не получится без ректификационной колонны. Если вы так боитесь что головы столь ядовиты, то выгоняйте головы в большем количестве на очень медленном огне. В сухопарнике после этого уже будут не головы, а конденсат тела, так что нет никакого смысла всё это вскрывать и выливать в раковину. По мне так сухопарник больше подходит не для разделения фракций, а для защиты готового продукта от случайного пеноуноса в случае активного кипения или плохой «мыльной» браги с осадком дрожжей.

      2018-04-01 в 11:08 | Ответить
  • Алекс

    насчет сухопарников, обычно на входе стоит трубка. какой она должна быть длины? до самого дна, что бы пар пробулькивал через скапливающуюся жидкость или такой длины, что бы трубка никогда не доходила уровня собирающейся там жидкостти?

    2018-08-05 в 12:23 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Трубка до дна. Ничего страшного, если со временем она погрузится в скопившуюся жидкость.

      2018-08-06 в 11:04 | Ответить
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: