Автор: / Дата: в 11:25 Рубрика: Теория и практика 22 комментария

Бражная колонна – гоним 90-то градусный самогон

 

Всем привет!

Пару недель назад мне в руки попало очень интересное оборудование для самогонщиков – бражная колонна. Ее еще называют пленочной колонной или дистиллятором с укреплением. Приобрел ее один мой знакомый винокур и любезно предложил протестировать сей агрегат.

Какой итог спросите вы? Мой коллега гонит превосходный 88-и градусный самогон, а я теперь знаю, что отвечать читателям, когда меня спрашивают “Как сделать крепкий самогон”. Заинтересовал?

И так, в сегодняшней статье я расскажу, что такое бражная колонна, принцип ее работы и как на ней правильно гнать самогон.

 

 

Что такое бражная (пленочная) колонна

Сейчас я кратко расскажу, для чего нужна бражная колонна, а в следующей главе разберу более подробно принцип ее работы.

Итак, пленочная колонна это оборудование, позволяющее получать очень крепкий и чистый самогон. Вплоть до 90 градусов! И при этом оборудование довольно простое по конструкции и использованию, а цена его относительно небольшая. Устанавливается оно прямо на перегонный куб.

С виду бражная колонна напоминает обычный прямоточный дистиллятор. По сути, так оно и есть, разница лишь в том, что на восходящей от куба трубе установлен еще один холодильник. Так называемый дефлегматор или парциальный конденсатор.

Вот в нем-то и кроется вся суть. Но об этом уже в следующей главе.

 

Принцип работы пленочной колонны

Чтобы было нагляднее, я нарисовал простенькую схему работы.

shema

Итак, как я уже говорил, ставится колонна прямо на перегонный куб. Нагретые пары самогона из куба попадают в парциальный (по-русски — частичный) конденсатор. Там часть паров конденсируется и оседает на стенках охладителя, а другая часть идет дальше.

Поэтому первый охладитель и называют частичным, т.к. он конденсирует не весь пар.

Та жидкость, которая осела на стенках охладителя, называется флегмой. Отсюда и другое название парциального охладителя – дефлегматор.

Как вы помните, самогон состоит из различных примесей, которые условно разделены на три основные группы – “головы”, “тело” и ”хвосты”. Головы испаряются при более низкой температуре, чем остальные группы. Тело при более высокой, чем головы, а хвосты являются самой высококипящей фракцией. Пьем мы, как известно только тело, а все остальное отсекаем. Такая перегонка называется дробной.

Так вот, охлаждая пары самогона в дефлегматоре, мы их разделяем и пропускаем дальше более низкокипящие компоненты, а все остальное конденсируется на стенках охладителя и пленкой стекает обратно в куб.

Отсюда и второе название колонны – пленочная.

При этом спиртосодержащий пар, восходящий в царге парциального конденсатора постоянно взаимодействует с стекающей ему на встречу флегмой. Происходит процесс тепломассообмена — пар выхватывает из флегмы низкокипящие составляющие и отдает ей высококипящие (сивушные масла и воду). Отсюда и такое бешеное укрепление – до 90 градусов конечного продукта!

Регулируя подачей воды температуру в дефлегматоре мы можем довольно качественно разделить самогон на фракции и отсечь ненужные его части. Для начала мы устанавливаем такую температуру, чтобы пропустить во второй охладитель только «головы», а спирт и все остальное возвращаем в куб. А затем повышаем температуру и выгоняем спирт, оставляя во флегме «хвосты».

Но чтобы четко отсечь головы с хвостами и получить чистый и крепкий самогон с колонной необходимо правильно работать. К счастью научиться этому довольно просто.

 

Как правильно работать на бражной колонне

  • Первая перегонка.

Ну тут все просто. Наша колонна будет работать только как дистиллятор, дефлегматор не используется. Подаем воду только во второй холодильник и как можно быстрее перегоняем брагу на спирт-сырец. Для тех, кто не знает для чего это делается — читать статью двойная фракционная дистилляция.

  • Вторая перегонка.

 

Отбор голов

Начинаем греть куб. Когда температура в кубе приближается к 75 градусам подаем воду в оба охладителя. Причем в дефлегматор необходимо подавать столько воды, чтобы пар в нем полностью конденсировался и не попадал во второй охладитель. Т.е. в приемную емкость течь ничего не должно.

Такой режим работы называется «работой на себя». Длиться он должен 25-30 минут. За это время в царге сконцентрируются головные фракции.

Теперь очень аккуратно начинаем снижать подачу воды в укрепляющий дистиллятор до тех пор пока из второго охладителя не начет капать самогон со скоростью 2-3 капли в секунду. Стоит заметить, что время отклика колонны на изменение подачи воды довольно велико.

Поэтому необходимо делать паузы между изменениями входящих параметров — чуть убавили воды и ждете 30 секунд. Затем смотрите на результат и если надо, убавляете еще. Или прибавили.

И так, на скорости 2-3 капли в секунду отбираем головы. Отбираются они на как правило на запах, но если ваш опыт самогоноварения пока еще не позволяет этого сделать, то пользуйтесь стандартной пропорцией — 50 мл на каждый килограмм сахара в браге.

Когда головы закончились — меняем емкость и начинаем отбор тела.

 

Отбор тела 

Медленно уменьшаем подачу воды в дефлегматор. Самогон начинает выходить быстрее. Чем меньше подаете воды, тем быстрее начинает идти процесс. Но при этом крепость и чистота дистиллята падает.

Тут выбирайте сами — либо побыстрее в ущерб степени очистки и градусности, либо покрепче и чище, но подольше.

Компромиссным решением, на мой взгляд, является скорость, при которой самогон идет тонкой струйкой.

Теперь настала пора обратить внимание на термометр, установленный над пленочной колонной. В этот момент на нем должна зафиксироваться какая-то определенная температура. Какая именно у вас будет я сказать не могу, т.к. она зависит от крепости вашего спирта-сырца, залитого в аппарат.

Но вот что вам надо запомнить. Если вы выбрали правильный режим отбора, то температура должна держаться на этом уровне. Если же она растет, пусть даже очень медленно (на 1-1,5 градуса), но постоянно, значит мы подводим слишком много тепла и самогон идет ненадлежащего качества. Поэтому либо увеличиваем подачу воды, либо уменьшаем нагрев.

Теперь, когда мы отрегулировали колонну и из второго прямоточника течет струйкой крепкий самогон, а температура выходящего из колонны спиртосодержащего пара постоянна (колеблется в пределах 0,1-0,2 градусов), мы отбираем тело.

Но через какое-то время температура все же начинает увеличиваться — все потому, что спирта в кубе становится меньше. Тогда необходимо вновь немного увеличить количество подаваемой воды в дефлегматор. Температура вернется к прежнему значению, но количество выходящего самогона уменьшится.

Вот в таком режиме и отбираем тело до хвостов. Опытным самогонщикам их появление подскажет собственный нос. Начинающим же рекомендую переходить к отбору хвостов, когда температура в кубе (именно в кубе, а не над колонной!) поднимется до 93ºС.

 

Отбор хвостов

Если вы занимаетесь отбором хвостов, то просто отключаете подачу воды в дефлегматор и отжимаете остатки как при обычной дистилляции. На всякий случай напомню, что хвосты мы собираем в отдельную емкость.

Обновление: В феврале я приобрел собственную пленочную колонну ХД/4-2500 ПК производства «Самогон и водка». Она немного доработана по сравнению с заводской конструкцией — утеплен дефлегматор и поставлены игольчатые клапаны для регулировки подачи воды.

 

Общее впечатление и выводы

Работать на пленочной колонне мне понравилось. И получаемый продукт тоже пришелся по вкусу.

Перечислю пожалуй плюсы, которые я отметил

  1. Головы идут концентрированные, с резким запахом. Грань, когда они заканчиваются и начинается тело хорошо ощутима. То же самое и с хвостами. Следовательно можно четко разделить самогон на фракции и получить очень качественный продукт.
  2. Крепость дистиллята достигает 80-90%. Спирт конечно вы не получите, для этого необходимо оборудование посерьезнее, но и цель такую мы не ставили.
  3. Плодово-ягодные браги не теряют своего вкуса и аромата.
  4. Сахарный самогон получается более мягким и приятным на вкус
  5. Простота конструкции, сравнительно небольшая цена и легкость в использовании.

В общем для себя я выводы сделал — для сахарного самогона бражная колонна обязательна. И очень желательна для плодово-ягодного.

Такое оборудование позволяет изготовить продукт очень достойного качества. Лично я уже решил, что закажу себе такую колонну. Правда после Новогодних праздников, когда семейный бюджет восстановится.

Обновление: В феврале я все-таки купил колонну. Ее фото в предыдущем разделе.

Всем пока.

Дорофеев Павел.

Хочешь получать статьи этого блога на почту?
Хотите новые статьи на почту?
Поделиться
Плюсануть
Класснуть
22 комментария
  • Борис

    Паша! Я конечно понимаю,реклама ,двигатель прогресса! Но и пленочная колонна" Люкссталь" ни чем не хуже,согласитесь!?

    2016-12-24 в 9:33 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Я рассказал о той, которую видел в живую. Люкссталь не видел, только на картинке. Но думаю большой разницы нет. Конструкция-то простая. Единственное, они там лукавят у себя в рекламе, называя ее миниспиртзаводом. Спирт на ней не получить. Это все-таки не ректификационная колонна.

      А почему вы именно о ней заговорили? У вас такая?

      2016-12-25 в 12:24 | Ответить
      • Борис

        Да,именно такую приобрел недавно! Конечно это не миниспитзавод,но 85 градусов получаю в легкую! Естественно со второго перегона! И производительность ,я считаю неплохая! С 20 литров браги,получается 6 литров 45 градусного очищенного самогона! И неплохого качества!

        2016-12-25 в 8:44 | Ответить
  • Дмитрий

    Павел. Не пойму почему в режими дистилляции сразу идёт жидкость.

    2017-01-29 в 6:01 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Дмитрий, сформулируйте пожалуйста конкретнее вопрос. Какая жидкость и куда идет?

      2017-01-29 в 7:20 | Ответить
  • Артём

    Павел, а подскажите царга в данном аппарете целиком набивается РПН или там только одно отделение под него? На картинке емкость для насадок. И второй вопрос как регулируется температура в дефлегматоре и в основном холодильнике? Ставятся дополнительные краны, или просто по заводской схеме подключения?

    2017-02-15 в 11:08 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Царгу можно набить целиком, до самого дефлегматора. Но РПН в комплект поставки не входит.

      Мы когда с коллегой упражнялись на ней, то пробовали несколькими способами. С двумя кранами удобно регулировать температуру, но собственно эти два крана надо где-то взять. У него такая возможность есть — он перегоняет в ванной комнате, нагревая на индукционной плите. Также пробовали по заводской схеме подключения. Тоже нормально работает, но тут температуру регулировать надо и водой и нагревом.

      А вообще, продолжая изучать рынок подобных колонн, мне понравилась конструкция, которая позволяет отдельно регулировать поток воды в дефлегматор и в охладитель. Такая например у Люксстали, про которую выше в комментариях говорил Борис. Я себе заказал ХД/4-2500ПК-ИД производства СиВ. Она еще в пути. Как придет и я ее поэксплуатирую, то обновлю эту статью.

      2017-02-15 в 10:30 | Ответить
      • Артём

        Спасибо за статью и развернутый комментарий

        2017-02-16 в 10:47 | Ответить
      • Александр

        Здравствуйте, Павел. Я тоже посмотрел инфо про ХД/4 на сайте разработчика. Здорово все сделано, особенно понравился комплект ХД/4 плюс сухопарник со стяжкой и сеткой для него. Все подходит друг к другу. Только цены кусаются.

        Я в «дикой молодости» гнал самогон имея стеклянный холодильник+сухопарник, причем про отбор голов ничего не знал. Знал только, что первый стакан надо выливать, а собирать до того момента пока горит в струе. Причем редко делал два перегона(не знал). И самогон получался не плохой.А сейчас зная всю технологию дисциллята тем более можно получить хороший результат с тем же оборудованием. В любом случае самогон лучше нынешней водки и безопаснее в разы! Я к тому, что очень дорого обходится новое оборудование. Такое ощущение, как крадешь из семьи деньги. Стоит ли?

        Спасибо Вам за огромное колличество полезной информации.

        2017-04-07 в 5:37 | Ответить
        • Дорофеев Павел

          Здравствуйте, Александр!

          Спасибо за лестную оценку блога, приятно :)

          Вообще, я считаю, этот производитель один из лучших на рынке. Причем у него в линейке очень много интересного оборудования и большой плюс, как вы и заметили, что все подходит друг к другу. Например можно купить сначала перегонный куб и ПК. Потом прикупить сухопарник, а потом, например тарельчатую колонну. Но удовольствие конечно не дешевое, согласен.

          Стоит ли? Ну тут каждый сам решает. Все же разные, и у всех свой вкус. Знаю немало людей, которые и второй перегонки не признают. Им нравится продукт, который они получают сразу из браги. Мы ж для себя делаем, и если нам нравится, то, что получается, то зачем усложнять себе жизнь? Ну а если не нравится, то тут уже придется тратиться.

          2017-04-07 в 11:04 | Ответить
  • Дмитрий

    Добрый день Павел.Приобрел СА "Добрый Жар ПРОФИ+ 20л. Можете,что нибудь сказать про него,это и есть бражная колонна,вроде похожа.

    2017-04-03 в 1:23 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Дмитрий. Да толком ничего сказать не могу, не видел в живую такого аппарата. По фото похожа на бражную. Только подвод воды в дефлегматор неудачно сделан, лучше бы он был вверху царги.

      2017-04-03 в 11:40 | Ответить
  • Алексей

    Здравствуйте Павел, можете что нибудь сказать про аппарат Вейн?

    2017-04-05 в 1:28 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      В живую не видел. Судя по картинкам примерно то же, что и у ЧЗДА из этой статьи. Я бы вам порекомендовал посмотреть подобные аналоги с возможностью отдельной регулировки подачи воды в дефлегматор и в охладитель. Такие дают больше возможностей по настройке процесса перегонки. Например Люкссталь или Пленочная колонна серии ХД/4 от «Самогон и водка». Люкссталь в ту же цену, что и Вейн будет, а ХД/4 подороже. Зато, если войдете во вкус, к ней можно докупить очень много интересных вещей в будущем.

      2017-04-05 в 11:03 | Ответить
  • Артём

    Доброго утра. Павел вы выше писали про колону хд4. Я как счастливый обладатель сего чуда скажу одно, нужно обязательно присутствие во время перегона рядом с колонной. Был случай когда через воздуховод плюнуло 90% спиртом... огнетушитель на месте, тогда перегонял на газу. Ну и теперь индукционная плита куплена и проблем почти нет, но контроль за аппаратом нужен постоянный. Это минус. А в плюс запишем отличный продукт на выходе)

    2017-04-07 в 9:32 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Артём. Работа на газу всегда связана с повышенными рисками, поэтому я любое оборудование не стал бы оставлять без присмотра. Кстати, у меня тоже ПК ХД/4, пока подобных проблем не было. Правда я на ней не так много еще успел перегнать. Может у вас во время перегонки трубка с отбором продукта была в жидкость опущена?

      Еще хотел у вас спросить. Хочу тоже перейти на индукционную плитку. Стою перед выбором. Вы какой пользуетесь? Оборудование прямо на нее ставите? Если да, то какой примерно вес оборудования?

      2017-04-07 в 10:47 | Ответить
      • Артем

        Павел, боброго утра)

        да я собственно по следовал вашему примеру) и купил xd4)

        плитка Kitfort КТ-108 отличная плитка. Куб у меня доброваровский на 23 литра. Доводит до 88 градусов примерно за час на максимальной мощности.

        По поводу трубки воздуховода, конечно не заткнута, не запрокинута, не в воде. я вроде как понимаю как она работает) на хоумдистиллере тоже писали про такие проблемы. как решить никто не знает. но в любом случае данная проблема есть.

        2017-04-11 в 9:14 | Ответить
        • Дорофеев Павел

          Здравствуйте, Артем!

          У меня пока таких проблем с ПК не было. Теперь учту возможные ее выходки при перегонке.

          За инфу по плитке спасибо. Китфорт 108 у меня в списке претендентов есть. Теперь, благодаря вам, знаю сколько она точно может выдержать.

          2017-04-11 в 11:02 | Ответить
  • Дмитрий

    Доброй ночи Павел.Я вот не совсем понял про подвод воды,а если ее подвести сверху,что то изменится?И возможен такой вариант?

    2017-04-08 в 1:43 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте, Дмитрий. Как я писал в статье, принцип работы пленочной колонны построен следующим образом — в дефлегматоре (восходящей от куба трубе) пар поднимается до охладителя, где часть его проходит дальше, а часть конденсируется и стекает по стенкам обратно в куб. Этой стекающей жидкости на встречу идет пар из куба. Между ними происходит тепломассообмен, легкие фракции переходят в пар, а тяжелые в жидкость и стекают в куб. У вас же охлаждение в дефлегматор подается в самом низу, сразу у выхода из куба. Это тоже дает разделение, но менее качественное.

      2017-04-08 в 4:37 | Ответить
  • Динар

    Здравствуйте, приготовленый виски на такой колоне при 90 градусов не теряет ли вкус?

    2017-04-22 в 11:37 | Ответить
    • Дорофеев Павел

      Здравствуйте!

      Нет, на такой колонне можно смело работать и с зерновым и с фруктовым самогоном. Разделение у пленочной колонны все же не такое сильное, как у насадочных или тарельчатых.

      2017-04-22 в 10:15 | Ответить
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Конкурс!